Разделы

Инновации и стартапы

Денис Юдчиц, «Онлайн Доктор»: Цифровые клиники делают медицину более доступной

Пандемия спровоцировала всплеск спроса на телемедицину, а инвестиции в эту сферу резко выросли. Сервис дистанционных медицинских консультаций «Онлайн Доктор» — один из «пионеров» этого рынка — сегодня уже является полноценной цифровой клиникой, а телемед лишь один из ее инструментов. О трансформации компании, медицине по подписке, а также ИИ вместо врачей в интервью CNews рассказал Денис Юдчиц, сооснователь и руководитель проекта «Онлайн Доктор».

«Мы без труда можем подключить к нашей системе новый город»

CNews: Как у вас появилась идея проекта «Онлайн Доктор»?

Денис Юдчиц: Когда у моего партнера, сооснователя проекта, родился первый ребенок, возникло много вопросов, связанных с уходом и заботой о малыше. Появилась необходимость в удаленной поддержке опытного педиатра. И так мы организовали сервис «Педиатр 24/7» по медицинской помощи в формате онлайн для молодых родителей. Это было первым шагом. С тех пор сервис трансформировался и превратился в цифровую клинику. Изначально «Онлайн Доктор» был телемед-компанией, но вот уже два года мы цифровая медицинская компания первичного звена. Область телемедицины также сильно изменилась. Сегодня это один из обязательных инструментов медицинской помощи.

CNews: Как работает ваша цифровая клиника?

Денис Юдчиц: Мы занимаемся организацией медицинской помощи и сопровождением пациентов по дальнейшему курсу лечения.

Цифровая клиника включает несколько блоков. Первый дежурные врачи, которые всегда на связи. Они состоят в штате компании, и это наша основа. Второй профильные специалисты, которые могут работать в разных медучреждениях. Третий партнерские клиники и лаборатории, в которые мы как компания-агрегатор направляем людей.

Через наш сервис можно обратиться к врачам как удаленно, так и лично, записаться на сдачу анализов и к профильному специалисту в любое представленное у нас медучреждение. У нас большая партнерская сеть клиник для очных визитов 1 500 отделений и 2 500 лабораторий. Сюда входят «Инвитро», КДЛ, «Гемотест», «Хеликс» и другие.

Денис Юдчиц, «Онлайн Доктор»: Мы развиваем медицинское обслуживание по подписке

CNews: В чем уникальность вашей цифровой клиники?

Денис Юдчиц: Мы работаем в основном с коммерческими клиниками практически во всех городах-миллионниках. По сути, мы делаем то же самое, что и страховые компании по ДМС. Но помимо «стандартного набора» из службы поддержки и большой сети партнерских учреждений, у нас есть свой блок телемедицины, который часто страховщики покупают на стороне. И это позволяет нам более точечно и качественно сопровождать пациента. Когда человека обслуживает какой-то сторонний провайдер, он вырван из контекста, не интегрирован в историю болезни пациента. А когда услуга предоставляется внутри, весь клиентский путь между онлайн и офлайн-помощью становится бесшовным.

CNews: Как строится процесс открытия клиник в регионах?

Денис Юдчиц: Телемед вообще не привязан к географии, а службе помощи в формате 24/7, в принципе, без разницы, где находится пациент. Что касается очных визитов, здесь мы отталкиваемся от партнеров.

Например, этой осенью у нас был масштабный интересный проект с Альфа-Банком как раз-таки в городах-миллионниках. Когда клиент банка переходит в определенную категорию, он может воспользоваться одним из пяти чекапов «Онлайн Доктора».

Сегодня мы без труда можем подключить к нашей системе новый город, потому что телемед работает везде, а лаборатории и медучреждения есть во всех крупных городах.

Порядка 30-40% обращений пациентов можно перевести в телемед. Так стоимость страхового полиса или медподписки для конечного пользователя снизится

CNews: Чем «Онлайн Доктор» отличается от конкурентов, от того же SmartMed, например?

Денис Юдчиц: SmartMed — приложение для клиентов «Медси». Мы же предлагаем медицинские услуги в разных клиниках, и в данной сети в том числе. Как я уже говорил, «Онлайн Доктор» покрывает большую территорию: у нас 1500 медучреждений, а у «Медси» — 53. И, если у человека поблизости нет отделения или лаборатории сети, SmartMed не сможет его отправить в стороннюю клинику.

Из-за территориальных ограничений могут возникнуть различные нюансы с таймингом. Например, пациенту нужно срочно попасть на прием к кардиологу, рядом есть клиника «Медси», но свободная запись только через неделю. А у нас в этом городе, например, партнерские отношения с 100 медучреждениями, и мы можем оперативно подобрать кардиолога в одном из них на сегодня-завтра. В этом основное преимущество цифровой клиники–агрегатора.

В ближайшем будущем ИИ не сможет заменить врача в оказании медицинской помощи человеку

Кроме того, в SmartMed нет услуги консультации дежурного врача по срочным вопросам, который на связи 24/7. Это не их приоритет, при том, что в «Медси» также стараются комбинировать онлайн- и офлайн-обслуживание, сопровождают пациентов, а в системе хранятся медицинские карты.

В прошлом году компания «Онлайн Доктор» стала участником программы пилотного тестирования инноваций. Телемедицинский сервис «Онлайн-доктора» полгода работал в тестовом режиме в Научно-практическом клиническом центре диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы. И показал хорошие результаты

«Механизм до конца непонятен»

CNews: А вы делаете аналитику карт пациентов?

Денис Юдчиц: Пока нет, но очень хотим. Телемедицинские компании должны стремиться к переходу на «цифру» и предиктивную аналитику. Сейчас в нашей системе находятся истории личных обращений, анализов и заключений пациентов, которые можно посмотреть в личном кабинете.

И, с одной стороны, в профиле хранятся результаты биохимии клиента за последние три года, и на их основании мы могли бы выявить какие-то его зоны риска. С другой — пока эти данные в формате pdf, мы мало что можем с ними сделать. Нам нужно перейти на статический цифровой формат хранения, и тогда мы начнем работать с данными.

В этом случае также гораздо проще «разорвать» привязку к одному лечащему врачу или к одной сети, а медицинская карта станет трансферабельной. Таким образом врач довольно быстро сможет ее изучить и дальше сопровождать пациента как своего.

Сейчас мы в процессе перевода данных в цифру. И я думаю, что во втором квартале 2022 года этот переход завершим.

CNews: Ставить или не ставить диагнозы — большой спор в сфере телемедицины. Каково ваше мнение?

Денис Юдчиц: Я по первому образованию биотехнолог. Если взять учебник по микробиологии, там во многих разделах написано — механизм до конца не понятен. На фармацевтическом рынке есть ряд лекарств, которые показывают свою эффективность, но их биологический путь непонятен. Мы готовимся отправлять ракеты на Марс, а сами до конца не понимаем, как работает клетка.

Самая затратная часть в системе здравоохранения — вторичная специализированная медицинская помощь. Стоимость ошибки при попадании не к тому специалисту также очень высокая

С диагнозом похожая история — здесь нет статики. У него очень много составляющих. И, как правило, доктор смотрит на пациента только по своему профилю, зачастую не замечая каких-то вещей. Поэтому и существуют врачи-терапевты. Очень часто бывает, что есть диагноз от узкопрофильного специалиста, а первопричина проблемы совсем в другом.

Подход врача первичного звена исключает некую категоричность постановки прямых диагнозов. Он больше нацелен на то, чтобы увидеть общую картину и быть личным консьержем пациента. Его состояние может меняться, развиваться в динамике, поэтому врач общего профиля опирается не на диагноз, а на решение проблемы. И мне кажется, что сегодня диагноз — отчасти некое наследие, надо смотреть на картину более широко.

«Мы выступаем в качестве адвокатов, снижая необоснованные расходы пациентов и страховых»

CNews: Насколько ДМС сегодня перспективное направление?

Денис Юдчиц: Мне кажется, модель страхования дает возможность снизить конечную стоимость медицинских услуг. Приведу пример. В розничной сети «Связной» продается наш полис, в который входит тестирование на COVID-19 и последующее сопровождение врача. Стоимость этого «пакета» 1 500 рублей, тогда как тесты на коронавирусную инфекцию стоят до 3 000 рублей. И здесь заложен риск — человек не заболевает этим вирусом каждый день, поэтому полисом воспользуется около 25% покупателей. Но из-за того, что часть клиентов, у которых есть полис, активирует его только при необходимости, это дает нам возможность уменьшить общую стоимость услуги. Так мы размываем риск, и себестоимость для конечного пользователя снижается. Подобный подход, безусловно, пользуется спросом. Но в нашем случае все-таки не совсем корректно использовать понятие «страховой полис». Мы развиваем медицинское обслуживание по подписке — по аналогии с Яндекс+. В их подписку входит определенный набор услуг и дисконт на какие-то партнерские продукты. У нас также есть разные форматы подписок. А все, что не входит в рамки «полиса», но человек уже является нашим клиентом, мы поможем подобрать на хороших условиях.

Цифровая клиника расширяет географию медпомощи, соответственно, медицина становится более доступной

CNews: На какой опыт вы опирались, когда создавали цифровую клинику? История какой компании вас вдохновила?

Денис Юдчиц: Мы смотрели на лучшие мировые практики. На западе много интересных примеров компаний, в которых есть подписочная модель — за годовую или месячную подписку клиент получает фиксированный набор услуг. Например, мне очень нравится история onemedical.com в США.

CNews: В чем суть этой модели?

Денис Юдчиц: Цифровая медицинская компания первичного звена оказывает услуги первичной помощи: обращение, логистика, маршрутизация и сопровождение. Основная функция докторов категории «семейный врач» или «врач общей практики» — правильно направлять пациентов к специалистам и поддерживать их в процессе лечения. Очень часто в офлайн-медицине, да и в системе ДМС клиент не может попасть к специалисту без направления от терапевта или семейного врача. То есть он сначала попадает к терапевту, который определяет дальнейший план действий.

Телемедицинские компании должны стремиться к переходу на «цифру» и предиктивную аналитику

Подобный подход снимает барьеры у пациентов. Если человек может наблюдаться у врача по подписке, очень маленькая вероятность того, что ему понадобится специализированная помочь. И это очень важный момент, потому что самая затратная часть в системе здравоохранения — вторичная специализированная медицинская помощь. Стоимость ошибки при попадании не к тому специалисту также очень высокая. Это упущенные время и деньги для всех плательщиков: прямых клиентов, страховых и системы здравоохранения типа ОМС.

Страховые компании также платят за ненужную специализированную помощь и очень часто это довольно большие деньги, что отражается на убыточности страховых продуктов и, как следствие, их удорожании. И мы здесь выступаем в качестве адвокатов в какой-то мере, снижая необоснованные расходы как пациентов, так и страховых партнеров.

CNews: А чем, на ваш взгляд, вызван повышенный спрос на цифровую медицину сегодня?

Денис Юдчиц: Скорее, это высокий спрос на услугу в целом. Клиенту, на самом деле, неважно, как ты решаешь его вопрос: в цифровой или офлайн-клинике, главное — решаешь. Просто цифровая клиника расширяет географию медпомощи, соответственно, медицина становится более доступной. Дальше идет блок телемеда, который позволяет оказывать помощь оперативно, тем самым снижая стоимость специализированной помощи.

Мы проводили исследование со страховыми компаниями и пришли к выводу, что примерно 30-40% всех обращений можно перевести в телемед. Таким образом стоимость страхового полиса или подписки для конечного пользователя снизится. И бенефициаром в данном случае будет клиент — из-за оптимизации медицинской логистики и помощи.

Давайте признаем, мы сегодня живем в мире подписок: Ozon, Netflix, Amazon. Поэтому в появлении подписки на медицинские услуги нет ничего удивительного. В целом такая модель берет свои истоки из страхования, но в разных сегментах она показывает совершенно разную эффективность. Нельзя делать подписку на очень узкую аудиторию, произойдет антиселекция.

У нас произошел подобный случай с одним из телекомов-операторов. Компания ежемесячно продавала подписку на наши услуги. Выборка была небольшой — несколько тысяч клиентов. И они подключали услугу, только когда им было это необходимо, затем отключались. За первую пару месяцев работы мы получили несколько миллионов рублей убытков, и закрыли этот проект. Только сделав подписку на большую аудиторию, можно снизить ее конечную стоимость для пользователя.

«ИИ не сможет заменить врача»

CNews: Какие дальнейшие планы по развитию компании «Онлайн Доктор»?

Денис Юдчиц: В первом квартале 2022 года выпустим обновленную версию «Онлайн Доктора». Сегодня, как я уже сказал, мы являемся медицинской компания первичного звена, где телемед — один из многочисленных инструментов. Мы делаем акцент на едином клиентском пути между онлайн и офлайн-помощью. А это передача данных и вообще сопровождение клиента между онлайн- и офлайн-медициной.

Нельзя делать подписку на очень узкую аудиторию, произойдет антиселекция

В планах — дальнейшее развитие консьерж-сопровождения наших пациентов. Это значит, что от транзакционной модели мы переходим к модели решения случая. Если у человека есть наша подписка и он к нам обращается, мы будем вести его до тех пор, пока он не скажет: «Спасибо, мой кейс решен».

CNews: Как будет развиваться цифровая медицина в будущем?

Денис Юдчиц: Связка между онлайн и офлайн становится все более тесной, поэтому цифровая медицина сильно проникает в офлайн. Офлайн становится неотъемлемым продолжением «цифры».

CNews: Что касается использования высоких технологий, сможет ли ИИ заменить врача по ту сторону монитора?

Денис Юдчиц: Искусственный интеллект действительно хорошо работает и автоматизирует какие-то процессы, например, в рентгенологии для аналитики снимков. Но эта технология эффективна там, где есть что анализировать. Это может быть поддержка медицинского кол-центра по работе с пациентами: по назначениям, по визитам или транзакциям, или помощь врачам — для записи операций или той же аналитики снимков. Но не думаю, что ИИ сможет заменить врача в оказании медицинской помощи человеку. Пока не вижу подобных примеров: это чистой воды спекуляция. А главное — не понятна монетизация этой истории.

Короткая ссылка