Алексей Парабучев, Агентство инноваций Москвы: В Москве создана крупнейшая в мире сеть площадок для тестирования инноваций
Москва — один из самых инновационных и умных городов в мире. Эксперты отмечают значительные достижения российской столицы в сферах развития и использования связи, подготовки специалистов в ИТ-отрасли, повышения цифровой грамотности и поддержки технологического предпринимательства. О том, какие продукты в Москве считаются инновационными, как пандемия повлияла на деятельность разработчиков и изобретателей и каким образом столичное правительство помогает в развитии технологических стартапов, в интервью CNews по итогам Московского урбанистического форума рассказал Алексей Парабучев, генеральный директор Агентства инноваций Москвы.
CNews: Алексей, давайте сразу определимся с термином «инновации». Какие продукты можно считать инновационными? Допустим, что-то было уже опробовано в Париже или Чикаго, а сейчас в Москве — это считается инновацией или уже нет?
Алексей Парабучев: На самом деле, это вопрос, вокруг которого давно уже идут споры. У нас, безусловно, есть определение, что такое «инновации». Для нас — это те технологические решения, которые внедряются впервые либо в мире — «прорывные инновации», либо в России, в Москве — это инновации для нашего города. Еще есть инновации для определенного комплекса внутри правительства Москвы, которые ранее городские структуры не использовали, но они уже были задействованы в каких-то других инфраструктурах. Поэтому рабочее определение термина «инновации» такое: это то, что делает более эффективной, дешевой или дружелюбной ту городскую среду, с которой мы все имеем дело. Инновации могут быть либо прорывными, либо локальными, но это не меняет их инновационной сущности.
CNews: Какие инновационные стартапы в Москве появились в последнее время?
Алексей Парабучев: За время пандемии значительно выросли инновации в нескольких областях. Это, во-первых, EdTech-разработки — инновации в сфере образования. В их числе продукты для различных форматов дистанционного обучения, усвоения материала, проведения экзаменов и другие. Пандемия коронавируса тут сыграла на руку компаниям, которые уже развивали этот сегмент. Но мы видим, что появились и новые технологические компании. А те, которые уже были на рынке, смогли удвоить, утроить и учетверить свою аудиторию.
Второе направление — HealthTech, инновации в сфере здравоохранения. И здесь мы говорим не только о фармацевтических продуктах, которым требуется долгое время от момента исследований до момента сертификации и стадии клинических испытаний, а о более локальных разработках в сфере здравоохранения с технологией искусственного интеллекта. В их числе решения, которые с помощью алгоритмов с более высокой точностью определяют вероятность заражения коронавирусом или любой другой болезнью, или чувствительные сенсоры, позволяющие диагностировать болезнь фактически до ее развития. Таких проектов достаточно много. В качестве примера могу привести несколько разработок, которым мы помогли пропилотироваться на площадках Департамента здравоохранения города Москвы. Это система Pirogov.AI, предназначенная для принятия врачебных решений по снимкам легких, или сервис «Третье мнение» для мобильного мониторинга тяжелобольных пациентов и еще ряд других.
Кроме того, существенный рост показали инновации в сфере FinTech-разработки, связанные с финансовыми рынками и различными платежными инструментами и системами, являющимися альтернативой современным банкам. Также значительно увеличилось количество инноваций в сфере развлечений: мы видим прирост аудитории онлайн-кинотеатров, узнаем о новых досуговых продуктах с технологиями виртуальной и дополненной реальности.
CNews: Дефицита идей, наверное, нет. Тут вопрос, как отделить зерна от плевел? Как к вам приходят компании или, может, гении-одиночки?
Алексей Парабучев: Мы к этому вопросу подошли системно. У нас есть линейка проектов для стартапов в разных стадиях жизненного цикла: от самого старта, когда есть только идея и желание что-то делать, до стадии, когда у компании есть и готовый продукт, и первые продажи, и даже кейсы внедрения.
Итак, у вас есть инновационная идея или готовый продукт. Приглашаем вас принять участие в конкурсе для изобретателей на премию мэра «Новатор Москвы», в рамках которого наша экспертная комиссия ежегодно отбирает определенное количество наиболее перспективных идей и проектов из разных сфер. В конкурсе есть совершенно разные направления: транспорт, экология и т.д. Там нет никаких ограничений по участию, кроме одного — тебе должно быть 18 лет. Победители и призеры получают денежную премию для дальнейшего развития разработки.
Специально для ИТ-специалистов мы проводим хакатоны. Для участия в них не нужно иметь юридическое лицо, достаточно команды единомышленников. Самый масштабный из хакатонов — конкурс на соискание премий мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации». Его заказчики — городские структуры, которые предлагают разработчикам решить одну из 10 актуальных городских задач, например, по формированию интерактивной карты благоустройства Москвы или созданию электронной базы животных без владельцев. Далее за 48 или 72 часа разработчики создают цифровые решения. Их прототипы мы тестируем и наиболее успешные пилотируем в городской среде.
Еще одно направление предназначено для тех предпринимателей, которые уже имеют юридическое лицо и готовый технологический продукт, но хотят получить дополнительную поддержку для развития — «Московский акселератор». Если у вас есть небольшой бизнес, и вам нужна помощь в его развитии, то следует пройти одну из существующих акселерационных программ. Мы такие акселераторы организовываем в партнерстве с корпорациями. Первый из них мы провели совместно с «Яндексом». Сейчас у нас порядка 30 корпоративных партнеров: и крупные банки, и производственные компании, и ритейлеры.
CNews: Как долго существует этот проект?
Алексей Парабучев: Два года. Уже свыше 200 компаний стали участниками «Московского акселератора», но у нас довольно серьезный конкурсный отбор на входе. На трек с «Яндексом» был абсолютный рекорд по заявкам — около 1000, из которых были отобраны для участия всего 20 стартапов. На другие треки заявок приходит меньше, но в любом случае — в диапазоне 300-400 штук. В основном, все эти компании ориентированы на B2B-сегменты. Мы выбираем лучших из лучших и помогаем им дорабатывать проекты таким образом, чтобы в ходе акселерации они смогли привлечь финансирование, венчурные инвестиции, увеличили свой оборот и начали партнерство с крупным бизнесом. Как показывает практика, «Московский акселератор» — это очень эффективный инструмент.
Отдельно хотел бы заострить внимание на проекте, предназначенном для компаний с технологическими решениями, которые хотят предложить свои продукты городу или крупному бизнесу. Это программа пилотного тестирования инноваций. Москва создала самую крупную в мире сеть из 130 городских и коммерческих пилотных площадок. На их базе разработчики могут протестировать свои продукты и сервисы. У нас заключены соглашения о том, что мы проводим экспертизу и передаем разработки на тестирование. Если тестирование проходит успешно, то даем рекомендации к ее внедрению. Сейчас в программе более 1500 технологических решений, 81 завершенное пилотное тестирование, а также 30 — в стадии реализации.