Спецпроекты

На страницу обзора
SAP делает ставку на сетевые сервисы для рынка B2B
Сегодня многие бизнес-процессы выходят за рамки одной компании и задействуют сразу несколько сторон. Облачные сервисы подобно социальным сетям помогают контрагентам находить друг друга и работать вместе. О предпочтениях российских компаний в сфере облачных приложений и сервисов рассказал Павел Растопшин, директор подразделения облачных технологий и бизнес-решений «SAP СНГ».

Павел Растопшин

CNews: Как идет развитие рынка облачных технологий? Каких итогов ожидаете в конце года?

Павел Растопшин: Прогнозы развития рынка облачных технологий самые оптимистичные. Сейчас европейские рынки, в том числе и Россия, уверено догоняют в этом направлении Америку. В мире рынок SaaS-приложений растет в 4 раза быстрее рынка классического софта.

В 2013–2014 годах мы наблюдаем в России заметный рост спроса на наши SaaS-приложения. При этом в SAP продажи SaaS-приложений растут взрывообразно.

В 2014 году мы активно развивали наше приложение для управления человеческими ресурсами SuccessFactors, сервис для управления закупками Ariba и решение для управления взаимоотношениями с клиентами Cloud for Customer. Теперь, когда они доступны в облаке на русском языке, поезд тронулся – стартовало большое количество проектов. Надеемся, что они «выстрелят» в ближайшее время, поскольку внедрение в облаке занимает заметно меньше времени, чем развертывание в инфраструктуре заказчика.

В этом году мы заключили стратегическое партнерство с компанией «Ростелеком», чтобы запустить центр обработки данных (ЦОД) для облачных сервисов в России. Таким образом, данные российских заказчиков буду храниться в России и соответствовать требованиям федерального законодательства.

CNews: Внутри SAP облака и классические инфраструктуры – это противоборствующие бизнес-направления, или они дополняют друг друга?

Павел Растопшин: Стратегия SAP состоит в том, чтобы любым приложением клиент мог воспользоваться как в облаке, так и на базе корпоративной инфраструктуры. Наша стратегия развития облачных решений сейчас базируется на трех столпах. Во-первых, это инновации – в облаке клиент получает доступ к новейшим технологиям не только в момент покупки, а еще и каждый квартал, когда происходят автоматические обновления. И многие клиенты именно из-за этого хотят в облако. Во-вторых, это скорость получения этих инноваций. И третье – легкость интеграции.

28080708.jpg

Павел Растопшин: Прогнозы развития рынка облачных технологий самые оптимистичные

То есть, SAP не говорит «выкиньте все, что у вас есть, теперь все будет в облаке». Напротив, мы говорим: «У вас большие и сложные ландшафты, вы инвестировали в них много денег, поэтому мы предлагаем вам эволюционно, а не революционно развивать их, в то же время получая преимущества облачных технологий». Все наши облачные системы преднастроены для интеграции с ландшафтами на базе SAP.

CNews: Какие приложения SAP вы относите к флагманским в облачном сегменте?

Павел Растопшин: В облаке сегодня очень популярно решение для управления человеческими ресурсами SuccessFactors. Оно полностью локализовано: доступно на русском языке и учитывает отечественное законодательство. Это приложение заметно выделяется удобством интерфейса. Решение позволяет управлять наймом, оценивать цели, просчитывать компенсации льгот, строить карьерные пути, вести каталоги курсов в связке с картой компетенций. Система проста, доступна, ей сразу начинают активно пользоваться. SuccessFactors – одно из самых популярных решений для управления кадрами в мире, и мы рады делиться лучшими мировыми практиками с российскими директорами по персоналу.

Здесь очень показателен пример из ритейла. Для реализации сложных продуктов (телевизоры, мобильные телефоны, фотоаппараты) требуется хорошо обученный персонал. В то же время в рознице текучесть персонала нередко превышает 100% в год. Доступ сотрудника к личной странице, возможность построить свои карьерные пути, наличие портала для общения с коллегами прямо и косвенно влияет на текучесть и вовлеченность персонала.

Еще одно решение, которое также часто разворачивают в облаке, – это CRM. Приложение SAP Cloud for Customer создано на новейших технологиях, имеет бесплатное мобильное приложение и поставляется без ограничений дискового пространства, что выгодно отличает его от конкурентов. Оно опять же доступно на русском языке, что демонстрирует в очередной раз наше высокое внимание к российскому рынку. Скоро мы завершим разработку для CRM порядка 10 индустриальных сценариев.

Мы постоянно работаем над улучшением предлагаемых сценариев и их запуском на российский рынок. Например, один из текущих проектов – это решение по работе с учетом внештатных сотрудников FieldGlass. Это решение особенно востребовано в условиях снижения стоимости затрат, а также для краткосрочных проектов.

CNews: В каком направлении вы планируете развивать облачные сервисы?

Павел Растопшин: Еще одно интереснейшее направление развития наших облачных решений – это сетевые сервисы. С их развитием мы связываем свою долгосрочную стратегию. Сегодня многие бизнес-процессы выходят за рамки одной компании и задействуют сразу несколько сторон. SAP стремится обеспечить площадку для такого взаимодействия.

Пару лет назад компания SAP приобрела торговую B2B-площадку Ariba, объединяющую 700 поставщиков и десятки тысяч покупателей. Оборот сервиса составляет 540 миллиардов долларов. Здесь покупатели и поставщики опубликовывают свои запросы и предложения, проводят тендеры и заключают контракты и ведут. То есть, с одной стороны, покупатель автоматизирует и оптимизирует процесс закупок, добивается снижения закупочной стоимости, а, с другой, поставщики получают возможность расширять свою сеть сбыта. Часто покупатели и поставщики оказываются из разных стран.

Ariba – не единственный пример таких систем SAP для сетевого взаимодействия. Например, сеть Concur объединяет путешествующих в командировках, перевозчиков и туристические агентства. В облачной системе можно вести отчеты о командировочных расходах, полностью устранив бумажный документооборот между отелем, бухгалтерией и сотрудником. Здесь же предусмотрен сервис бронирования с учетом условий для корпоративных клиентов.

Другой пример – уже упомянутый мною сервис Fieldglass, помогающий компаниям привлекать к работе фрилансеров. Сегодня люди хотят больше мобильности, возможностей саморазвития, а компании оптимизируют расходы, поэтому рынок временной рабочей силы заметно растет. В Китае он насчитывает 300 миллионов человек. В Fieldglass можно размещать резюме и вакансии. С помощью этой сетевой модели можно существенно сократить расходы на привлечение персонала.

CNews: Как обычно выглядит первый шаг компаний в облако?

Павел Растопшин: Чаще всего сценарий такой: скажем, HR-директор хочет систему для управления персоналом, но проблемы согласования бюджета и интеграции с существующим ИТ-ландшафтом тормозят внедрение. Облачное решение по модели подписки в таких случаях запустить гораздо проще.

28080734.jpg

Павел Растопшин: SAP придерживается самых высоких стандартов при строительстве своих дата-центров. Большинство ЦОД соответствуют стандарту Tier III и выше

Если говорить про CRM, то с одной стороны, есть компании – сотовые операторы, банки, розничные сети, – в которых невозможно «отрезать» CRM от биллинга или автоматизированных банковских систем (АБС). Крупным клиентам, уже имеющим CRM и построившим свои ЦОДы, скорее интересны в облаке аналитические приложения, позволяющие лучше управлять маркетинговыми компаниями, сегментировать клиентов, точнее понимать их потребности. Здесь помогают наши решения для анализа больших данных. Но таких компаний не так много.

С другой стороны, в палитре малого и среднего бизнеса представлено много отраслей. И здесь решение в пользу облака принимается в половине случаев. Облачное решение CRM – это одно из выгоднейших приобретений в рамках ИТ-портфолио малого предприятия. Часто, работая со средним и малым бизнесом, мы обсуждаем внедрения с первым лицом. Собственник всегда умеет считать деньги, поэтому очень часто выбор падает именно на облачный CRM. Эта тенденция растет.

В крупном бизнесе есть выстроенная структура управления, и часто нет единого акционера. Члены правления отвечают за разные сферы: HR, закупки и т.д. С ними мы обсуждаем бизнес-выгоды от системы. Есть и блок ИТ, который играет сильную экспертную роль в выборе решений. Если ИТ не поддержит внедрение, то, как бы ни хотел бизнес, проекта не будет, поэтому мы всегда работаем единой командой: ИТ-директор, директор по безопасности, бизнес-заказчики и топ-менеджмент. Именно такой командный подход обеспечивает хороший результат.

На развитых рынках сейчас наблюдается следующая тенденция: 60% компаний принимают стратегию стопроцентного развития в облаке («cloud-first»). Российские компании развиваются по гибридной ИТ-стратегии, и мы можем поддержать любую линию клиента – будь то стопроцентное облако, гибрид или классический софт. Тем не менее, мы ожидаем, что в течение трех лет стратегия стопроцентного развития в облаке наберет свои обороты в России.

CNews: Как вы обосновываете финансовую выгоду от внедрения облачных решений?

Павел Растопшин: Мы разработали модель сравнения разных сценариев для заказчика. Облачная модель экономии учитывает такие параметры, как динамика изменения количества пользователей, время проекта и его сезонность, требуемая функциональность, что выгоднее заказчику – единовременная оплата или ежемесячные расходы на ПО. Мы детализировали эту бизнес-модель, чтобы учитывать обновление парка ИТ-оборудования в будущем, скрытые расходы на поддержку, стоимость внедрения, трудозатраты ИТ-персонала.

Многие наши клиенты уже научились определять экономию по облачным сервисам, учитывая, что за сервисом есть еще инфраструктура и поддержка специалистов. Экономия оказывается заметно выше.

CNews: В крупных компаниях внедрение облака часто тормозится процессом согласования с безопасностью…

Павел Растопшин: SAP придерживается самых высоких стандартов при строительстве своих дата-центров. Большинство ЦОД соответствуют стандарту Tier III и выше, все без исключения соответствуют международным и местным нормативным требованиям. Открытие ЦОД в России обеспечивает хранение данных внутри страны.

Мы всегда сотрудничаем с внутренним подразделением по информационной безопасности и отвечаем на самые детальные вопросы. В нашей российской «облачной» команде работают высококлассные специалисты по ИБ.

CNews: Какие виды облачной архитектуры, по вашим оценкам, преобладают в России?

Павел Растопшин: По моим оценкам, SaaS пока растет быстрее, чем PaaS и IaaS. Мы очень серьезно играем на рынке SaaS, и мы верим, что за этим будущее. Одновременно рынок PaaS тоже растет. Когда мы предлагаем нашим клиентам перевести свои ERP на нашу платформу HANA, размещенную в облаке, это, скорее, частное облако. Сейчас рынок SaaS в деньгах меньше, чем рынок частных облаков.

CNews: Какие факторы влияют на развитие российского рынка облачных решений?

Павел Растопшин: Чем дороже становятся деньги, тем выгоднее их платить по частям. Клиенты считают каждый рубль, и это определяет популярность облаков. Я искренне верю в востребованность SaaS в России.

Другой важный фактор – это то, что облачные технологии мгновенно подстраиваются под требования бизнеса. В нашей динамичной бизнес-среде это критично для каждой компании. Если сегодня вы ведете 10 проектов, 6 из которых закончатся через несколько месяцев, вам будет легко регулировать затраты на подписку – вы платите только за фактическое время использования сервиса, только за необходимый функционал и число подписчиков.

CNews: Если смотреть на три характеристики облака: цена, функционал и безопасность – какие для российских заказчиков сейчас важнее?

Павел Растопшин: Если говорить про выбор провайдера, то, во-первых, безопасность, во-вторых, функционал, и потом уже цена.

CNews: Как вы оцениваете зрелость российского рынка облачных технологий?

Павел Растопшин: С точки зрения соответствия потребностей нишевой сегментации рынка я бы назвал российский рынок облаков развивающимся. Мы стремимся возглавить развитие рынка и делаем соответствующие инвестиции в этот сегмент.

Многие наши крупные партнеры уже поняли серьезность намерений SAP в отношении облака и открыли у себя практики по SuccessFactors и Ariba. Уже заключены десятки соглашений. Как лидеры облачного рынка мы развиваем компетенцию специалистов, создаем новые рабочие места, совместно с нашими клиентами находим новые бизнес-сценарии, которые помогают нашим заказчикам вырваться вперед на своих рынках и решать критические бизнес-задачи.

CNews: Каковы ваши планы развития на российском рынке?

Павел Растопшин: SAP в России уже 22 года. Значительная часть компаний-лидеров российской экономики работает на решениях SAP – долго, успешно и выгодно. Для SAP Россия – важнейший рынок. Мы открыли в стране ситуационный центр, 150 программистов из России пишут программное обеспечение для клиентов SAP по всему миру, мы открываем свой ЦОД в пределах МКАД. Все наши продукты локализованы. И мы не останавливаемся – следите за нашими новостями.

CNews: Какие тенденции окажут влияние на сегмент облачных технологий в среднесрочной перспективе?

Павел Растопшин: Во-первых, дальнейшему росту рынка будут способствовать удешевление каналов связи и повышение их качества. Здесь же я бы отметил рост числа подключенных мобильных устройств. Вторая тенденция – это поддерживаемое многими работодателями желание сотрудников работать с корпоративными системами в любом месте с любого устройства – при этом безопасно, но эффективно. И в-третьих, сыграет роль более аккуратное отношение регулятора и департаментов ИТ-безопасности к данным, которое найдет отражение в соответствующих законодательных и подзаконных актах. Четвертое – это деньги. Как я уже сказал, каждый раз, когда стоимость денег на рынке растет, планка возврата инвестиций для проектов повышается. Согласование проходят только самые рентабельные и важные проекты. А пятое, как ни странно, – демография. Российский рынок ИТ-кадров находится в непростом положении и подобная ситуация сохранится в течение нескольких лет. Экономия от масштаба, который удается создать с помощью облака, позволяет сократить необходимость собственных кадровых ресурсов, которые так сложно найти, научить и удержать на сильно перегретом рынке квалифицированного труда в Москве и в России. И это тоже важный фактор, который влияет на то, что многие говорят облаку твердое «да».