|
|
Интернет-банкинг: рейтинг услуг в России
Исследование, проведенное CNews Analytics, показало, что только 18 из 100 крупнейших российских банков по активам физических лиц предоставляют своим частным клиентам возможность управления счетами через интернет. У корпоративных клиентов выбор шире: услуги интернет-банкинга им готовы обеспечить около 40 банков.
Очередное исследование рынка интернет-банкинга CNewsAnalytics показало, что за прошедший год на рынке не произошло заметных количественных или качественных изменений — по крайней мере, среди тех интернет-банков которые анализировались в 2005 году. Единственным исключением является запуск интернет-банка в «Международном московском банке», который на момент проведения прошлогоднего исследования работал в тестовом режиме.
Многие крупные банки по-прежнему работают без интернет-банкинга — например «Сбербанк», «Промышленно-строительный банк». С юрлицами они взаимодействуют через системы типа банк-клиент, а физлица по старинке простаивают в очередях в отделениях. Безусловно, этому есть свое объяснение: юридическому лицу переход с системы банк-клиент на интернет-банк не так уж и необходим, а выгоду от интернет-банка для физлиц не видит, скорее всего, уже сам банк. Тем не менее, в условиях, когда большинство крупнейших банков уже несколько лет работают онлайн и с теми и с другими клиентами, причина отставания других не совсем понятна.
В этом году анализ услуг интернет-банкинга для физлиц проводился среди 100 крупнейших отечественных банков (по активам физлиц). Ранжирование проводилось на основе функциональности сервиса. Основная оценка выставлялась с учетом наличия наиболее востребованных населением услуг, таких как: информационные услуги (проверка состояния счета, получение выписок за определенный период), возможность совершения переводов в рублях и валюте, конвертация средств, проведение договорных платежей (оплата коммунальных услуг, услуг мобильной связи и др), пополнение и блокирование пластиковых карт. В случае если несколько банков имели одинаковый набор основных функций, то учитывались другие, менее востребованные сегодня сервисы — например, погашение кредитов, открытие нового счета, наличие нескольких вариантов организации защищенного доступа (по выбору клиента), а также качество описания услуги на сайте банка и наличие демонстрационного доступа.
По итогам исследования оказалось, что восемнадцать из ста банков позволяют своим клиентам физическим лицам производить денежные не договорные переводы. Еще в нескольких банках активные операции ограничиваются договорными платежами. Остальные, в лучшем случае, позволяют просмотреть информацию по счету, а в большинстве нет и такой функции. Таким образом, более или менее полноценный интернет-банк для физлиц предлагают только 18 банков из первой сотни.
Качество услуг интернет-банкинга для физлиц
Место
|
Активы физлиц*
|
Банк
|
Система
|
Оценка CNews
|
1-4
|
5
|
Альфа-банк**
|
БСС
|
4.9
|
1-4
|
52
|
Внешторгбанк 24
|
Степ Ап
|
4.9
|
1-4
|
23
|
Северная казна
|
Собственная разработка
|
4.9
|
1-4
|
9
|
Уралсиб (Москва)
|
РУКАРД
|
4.9
|
5
|
55
|
Экспресс-Волга
|
Н/д
|
4.85
|
6-9
|
14
|
Международный московский банк
|
БСС
|
4.7
|
6-9
|
15
|
Промсвязьбанк
|
Собственная разработка
|
4.7
|
6-9
|
10
|
Импэксбанк
|
Собственная разработка
|
4.7
|
6-9
|
73
|
Мастербанк
|
Н/д
|
4.7
|
10-16
|
9
|
Уралсиб (регионы)
|
Асофт
|
4.5
|
10-16
|
4
|
Росбанк
|
Собственная разработка
|
4.5
|
10-16
|
39
|
Омский промстройбанк
|
Собственная разработка
|
4.5
|
10-16
|
41
|
Югбанк
|
Faktura.ru
|
4.5
|
10-16
|
77
|
Новосибирсквнешноргбанк
|
Faktura.ru
|
4.5
|
10-16
|
11
|
Петрокоммерц
|
БСС
|
4.5
|
10-16
|
21
|
Сибакадембанк
|
Faktura.ru
|
4.5
|
17
|
99
|
Саровбизнесбанк
|
Faktura.ru
|
4.2
|
18
|
64
|
Драгоценности Урала
|
Бифит
|
4
|
19
|
51
|
Союз
|
РУКАРД
|
4
|
20
|
3
|
Банк Москвы
|
Бифит
|
3
|
21
|
31
|
Уралвнешторгбанк
|
CSBI
|
3
|
Источник: CNews Analytics, 2006
* — Данные www.banks-rate.ru от 09.2005
** — в настоящий момент «Альфа-банк» меняет свою систему интернет-банкинга. Уже прекращено подключение к старой системе разработки BSS, а новые клиенты работают с интернет-банком от BSC Praha, в котором временно недоступны некоторые функции.
Первые девять банков в списке получили одинаковый бал по основной оценочной сетке. Клиент любого из них может просматривать информацию о состоянии счета, пополнять пластиковые карты, переводить деньги в рублях и валюте, совершать договорные платежи по упрощенной схеме (не забивая реквизиты получателя вручную, а выбирая из списка). Поэтому, если подходить с точки зрения среднестатистического пользователя, все эти интернет-банки обладают одинаковыми функциональными возможностями.
Интернет-банки «Альфа-банка», «Внешторгбанка 24», «Северной казны» и «Уралсиба» (московский регион) не поддались дифференциации и при более детальном рассмотрении. Функциональные возможности у систем несколько различаются, но в конечном итоге у каждого есть свои сильные стороны. Дробить же оценки до тысячных долей, чтобы выявить сильнейшего не имеет смысла, потому что здесь большую роль играет субъективный фактор. Одному пользователю важно наличие USB-ключа для входа в банк, чтобы быть спокойнее за свои деньги, а другому, например, нужна возможность удаленного открытия депозитов или погашения кредита. Однако наличие объективных «минусов» не позволило поставить кому-либо высшую оценку в 5 баллов.
Новым игроком здесь является банк «Экспресс-Волга», который запустил свой интернет-банк только в 2005 г и сразу оказался в числе лидеров. Попасть же в первую «тройку» ему помешало отсутствие демо-версии своего сервиса, а также подробного описания услуги на сайте банка.
Банки с 6 по 9 места (зеленая группа) предоставляют пользователям основной спектр услуг, но отстают от первой группы по числу дополнительных сервисов. Расположившиеся с 10 по 16 места банки (голубая группа) немного ограничивают своих клиентов в части основных сервисов. Так, среди них только «Петрокоммерц» позволяет совершать валютные переводы, но в то же время у него нет упрошенной схемы проведения договорных платежей, как у других банков данной группы.
У всех банков оранжевой группы отсутствует возможность проведения активных операций с валютными счетами. Кроме того, в «Саровбизнесбанке» пока не в полной мере реализована работа с пластиковыми картами, а в «Союзе» и «Драгоценностях Урала» — проведение договорных платежей. Банки серой группы предоставляют через интернет лишь ограниченный спектр услуг, таких как получение информации по счетам и картам, а также проведение договорных платежей.
В этом году мы решили отказаться от составления рейтинга интернет-банков для юридических лиц. Дело в том, что если дистанционное обслуживание физлиц только развивается, то юрлица уже давно имеют возможность управлять своим счетом удаленно. Раньше это были системы типа банк-клиент, которые выросли со временем в интернет-банкинг, вобравший в себя весь их функционал, и позволивший совершать многие операции самостоятельно. В результате этого, перечень услуг, предоставляемых интернет-банками для юрлиц, сегодня практически идентичен и покрывает большинство их потребностей.
Крупнейшие банки, поддерживающие интернет-банкинг для юрлиц
Активы юрлиц*
|
Банк
|
Система
|
4
|
Банк москвы
|
Бифит
|
5
|
Альфа-банк**
|
БСС
|
6
|
Росбанк
|
ИНИСТ
|
7
|
Международный московский банк
|
БСС
|
10
|
Уралсиб
|
Рукард
|
11
|
Промсвязьбанк
|
Собственная разработка
|
13
|
Ак Барс
|
БСС
|
22
|
БИН
|
Бифит
|
24
|
Московский банк реконструкции и развития
|
БСС
|
32
|
Россия
|
Собственная разработка
|
40
|
Сургутнефтегазбанк
|
БСС
|
44
|
Импэксбанк
|
Собственная разработка
|
49
|
Русь-Банк
|
БСС
|
50
|
Инвестсбербанк
|
Бифит
|
51
|
Росевробанк
|
БСС
|
52
|
Всероссийский банк развития регионов
|
БСС
|
54
|
Внешторгбанк розничные услуги
|
СтепАП
|
55
|
Газэнергопромбанк
|
БСС
|
64
|
Мастер-банк
|
Н/д
|
66
|
Югбанк
|
Faktura.ru
|
Источник: CNews Analytics, 2006
* — Данные www.banks-rate.ru от 09.2005
** — в настоящий момент «Альфа-банк» меняет свою систему интернет-банкинга. Уже прекращено подключение к старой системе разработки BSS, а новые клиенты работают с интернет-банком от BSC Praha, в котором временно недоступны некоторые функции..
Эволюционное развитие
Несмотря на то, что за прошедший год видимых изменений на рынке интернет-банкинга не произошло, этот рынок растет и очень быстрыми темпами. Это видно хотя бы по росту количества пользователей и по увеличению объема платежей, которые клиенты проводят через интернет. В «Альфа-банке» число частных пользователей выросло на 50 % и приблизилось к 60 тыс. человек. Количество физлиц, обслуживающихся в интернет-банке «Северной казны» увеличилось с 2300 до 3700 человек, а поток платежей вырос более чем на 400 млн. руб. Количество корпоративных клиентов интернет-банка выросло на 64 % и превысило 7500, а поток их платежей увеличился за год 67 млрд. рублей. В «Омскпромстройбанке» объем платежей физических лиц вырос на 350 %, а число корпоративных клиентов увеличилось почти вдвое. В два раза увеличилось число корпоративных пользователей в «Промсвязьбанке» (6400 человек), а количество частных клиентов достигло 4600 человек. Суммарный поток их платежей вырос в 2,5 раза. И в «Северной казне» и в «Промсвязьбанке» число корпоративных клиентов, пользующихся интернет-банком значительно превышает число тех, кто пользуется системой банк-клиент. Можно предположить, что подобный рост наблюдается и в других финансовых структурах, активно развивающих направление интернет-банкинга.
По информации CNewsAnalytics, многие банки, вошедшие в рейтинг, в течение 2006 г. планируют расширить функциональные возможности своих интернет-банков. Это еще раз подтверждает востребованность услуги — как населением, так и корпоративным сектором.
Илья Разумов / CNews Analytics
|
|