|
|
Автоматизация промышленного сектора
Условно, ниши, в которых работают
В первой нише работают главным образом отечественные компании, во второй — как отечественные, так и западные и, наконец, в третьей — пока только западные. Некоторые современные информационные системы российского производства по многим своим параметрам приближаются к Данные опроса CNA показывают значительный, порядка $7 млн., рост оборотов российских производителей систем класса ERP. Подобная динамика говорит о том, что рынок ERP еще не насыщен. Российские системы востребованы как более доступные большинству предприятий по стоимости внедрения и более приспособленные к российским правилам ведения бизнеса (например, к особенностям бухгалтерского и налогового учета). Кроме того, некоторые российские производители ERP выпускают на рынок гибкие модули как раз необходимые тем предприятиям, которые не готовы сегодня потратить значительные средства на комплексное внедрение и ограничиваются информатизацией отдельных подразделений. В силу перечисленных причин на сегодняшний день внедрено больше российских систем. Специфика западных Отраслевая структура внедрения ERP в российской промышленности Сергей Агабеков, Владимир Карачаровский / CNews Analytics Практические аспекты автоматизации промышленности в России Некоторые аспекты автоматизации промышленных предприятий в столице и регионах комментируют в интервью CNews.ru партнеры компании «1С»: Сергей Цодиков, директор ООО «Форус Консалт» (Иркутск), Владимир Филипенко, генеральный директор ООО « CNews.ru: В чем вы видите специфику и потенциальные сложности работы с предприятиями промышленного сектора? Сергей Цодиков: На стадии подготовки проекта — это учет работы со многими заинтересованными лицами. Принятие решения о потенциальном проекте предполагает работу с закупочным центром, а не с отдельным лицом. Как правило, подобные лица представляют интересы различных функциональных подразделений в структуре управления промышленного предприятия, которые часто противоречивы. Общеизвестны, например, противоречия между сбытовой и производственной службами. Таким образом, для успешной реализации проекта, необходимо найти, а затем и выдержать баланс интересов. На стадии проектирования — это более высокая сложность автоматизируемых На стадии реализации и отчуждения решения — наибольшее влияние оказывают масштабы внедрения, выраженные в количестве участников процесса автоматизации. Как правило, даже в случае реализации проекта под автоматизацию конкретной функциональной области, например — бюджетирования для крупного предприятия, число только прямых участников проекта на стадии отчуждения может охватывать от 30 до 50 сотрудников экономических служб. Если же сюда добавить еще косвенно участвующий в проекте персонал (скажем, при внедрении системы бюджетирования задействованы руководители линейных и функциональных подразделений — реальных составителей бюджетов), то число участников может достигать и 200 сотрудников. А это может привести к сопротивлению «от инертности», которое также необходимо преодолеть. Можно упомянуть и другие традиционные сложности ИТ проектов: учет необходимости организации связей с разнообразным унаследованным программным обеспечением, необходимость выстраивания централизованной системы управления распределенной инфраструктуры, многоуровневой системы поддержки конфигураций и т.д. Владимир Филипенко: По нашему опыту, основные проблемы, возникающие при работе с предприятиями промышленного сектора, — слабое техническое оснащение именно производственной части предприятия, сложность формирования рабочих мест непосредственно в цехах. Здесь сказываются и территориальная распределенность, и наличие агрессивных сред, а также зачастую непонимание руководством необходимости охвата информационной системой предприятия целиком. К специфике можно отнести реальную возможность получать оперативные данные непосредственно из технологического процесса, то есть, возможность использования информационной системы не только как средства учета и анализа материальных и денежных потоков, но и как один из элементов управления технологическими процессами. К примеру, на ОАО «Лузинский комбикормовый завод» нашим специалистам удалось создать стабильную и работоспособную систему управления автомобильными тензометрическими весами, а в производственных цехах проводились работы по объединению системы управления технологическим процессом с учетной системой «1С:Предприятие». Олег Радул: Специфика заключается в том, что каждое производство само по себе уникально. Производство, скажем, молочной продукции и древесностружечных плит - весьма разные вещи, хотя по сути оба предприятия — производственные. Более того, совершенно разные виды производств могут присутствовать в рамках одного предприятия. Например, один из цехов молочного комбината может сам производить пластиковую тару для упаковки майонеза. В этой связи типовое решение для производственных предприятий должно либо учитывать все возможные особенности различных типов производств (что, безусловно, может приводить к некой громоздкости типового решения), либо содержать очень мощные средства для гибкой настройки решения под любой тип производства. Михаил Хаскельберг: История многих промышленных предприятий уходит корнями в прошлое «особого подвида плановой экономики». Соответственно, на таких предприятиях исторически отсутствует культура использования комплексных автоматизированных систем, и, как следствие, недостаточно эффективны Сергей Зырев: По нашему опыту, в проектах автоматизации управления и учета предприятий промышленного сектора особую важность приобретают такие контуры производства, как управление данными об изделии и управление занятостью (загрузкой) производственных центров. Именно эти участки представляют наибольшую специфику — то есть, само производство. Именно поэтому наибольшую сложность в реализации проектов автоматизации, на наш взгляд, представляют именно те промышленные предприятия, в которых информационные системы по самым разным причинам либо не полностью автоматизировали производственные циклы, либо автоматизировали недостаточно комплексно, обособленно от других процессов предприятия. Как нам представляется, иногда проще построить с нуля, чем перестроить. Станислав Бызов: На наш взгляд, многим российским промышленным предприятиям в настоящее время требуются значительные инвестиции в их производственную базу, и, как следствие, инвестиции в информационные технологии могут восприниматься руководством таких предприятий как дополнительное бремя. При этом мы считаем, что эти процессы неразрывно связаны друг с другом. В этой связи хотелось бы, в первую очередь, отметить не всегда достаточную готовность руководства предприятий к новациям, возможному реинжинирингу CNews.ru: Какие задачи российских промышленных предприятий сейчас в первую очередь требуют автоматизации, на ваш взгляд? Сергей Цодиков: Из нашей практики, есть несколько направлений. Владимир Филипенко: Первоочередными задачами по автоматизации производств, по моему мнению, являются банальные проблемы учета сырья и готовой продукции. На многих предприятиях, с которыми нам приходилось работать, существуют еще значительные резервы для совершенствования и развития систем управления и учета, привязки учета в информационной системе предприятия к реальным цифрам, выдаваемым технологическим оборудованием. Олег Радул: На каждой стадии развития предприятие сосредоточено на решении узкого круга наиболее актуальных задач. Решая их, в том числе и с помощью автоматизации, предприятие переходит на новую стадию своего развития, сталкиваясь уже с новыми задачами. В таких условиях успешная реализация проекта автоматизации может повлечь начало следующего проекта с новыми целями. Мы стараемся предлагать такие решения, которые нацелены как на актуальные задачи, так и на те, которые станут актуальными завтра. Это возможно, например, при блочном внедрении такой комплексной системы как «1С:Управление производственным предприятием 8.0». Михаил Хаскельберг: Требования предприятий к функционалу автоматизированной системы, как правило, начинаются с относительно простых «учетных» механизмов, и смещаются в сторону более сложных управленческих задач по мере того, как запуск в эксплуатацию первых очередей автоматизированных систем начинает приносить реальный результат. Другими словами, есть задачи наиболее срочные, а есть — наиболее важные, и чаще всего они не совпадают. Обычно автоматизация начинается с того, что руководство осознает необходимость и важность таких задач, как Сергей Зырев: Из нашей практики наиболее приоритетными задачами при построении информационных систем являются автоматизация производственного контура (проектирования изделия), закупка материалов под заказ с сохранением данных поставщиков, управление отношениями с поставщиками и клиентами. Станислав Бызов: Наиболее актуальными задачами для промышленных предприятий в настоящее время, на наш взгляд, являются управленческие. При этом роль правильно поставленного комплексного учета с использованием современных технологий только увеличивается. CNews.ru: Как можно охарактеризовать ключевые преимущества решений на базе «1С:Предприятие» для отечественных промышленных предприятий, по сравнению с ERP? Сергей Цодиков: На наш взгляд, отечественные производственные предприятия не всегда готовы к внедрению систем, используемых зарубежными коллегами. Эффективность их использования зависит от точности нормативов материального состава продукции ВОМ (Bill of materials) и подразумевает высокую исполнительскую дисциплину как на самом производстве, так и в циклах закупки и поставок. На практике не все участки современных российских предприятий хорошо отнормированы, зачастую имеет место несовпадение используемых нормативов ПЭО ( Владимир Филипенко: Одним из плюсов внедрения систем автоматизации управления и учета на платформе «1С:Предприятие» является, к чему уже многие, возможно, привыкли, профессиональная оперативная поддержка со стороны разработчика, то есть самой «1С». Как следствие, таким количеством Олег Радул: В нашей практике наиболее часто проявляются следующие сильные стороны «1С:Управление производственным предприятием 8.0». Михаил Хаскельберг: Одно из важнейших достоинств решений на базе «1С:Предприятие» — это адаптированность к российским требованиям по ведению учета на предприятиях. Кроме того, широкое распространение самой платформы сформировало огромный рынок высококлассных специалистов по экономическим программам «1С», чья квалификация и способности к успешному проведению масштабных проектов доказаны практикой. Также не следует забывать, что открытая архитектура технологической платформы фирмы «1С» позволяет качественно адаптировать тиражные решения к специфике ряда конкретных предприятий, не вынуждая их безоговорочно «подстраиваться» под модели, заложенные в типовой продукт, с возможной потерей своих конкурентных преимуществ. Все эти факторы в итоге приводят к высокой эффективности информационных систем на платформе «1С:Предприятие», и относительно низкой совокупной стоимости владения ими. Сергей Зырев: Наиболее выигрышная сторона промышленных информационных систем на платформе «1С:Предприятие», по нашему мнению — это оптимальное в настоящее время соотношение «цена — качество». Станислав Бызов: Среди достоинств решений на платформе «1С:Предприятие» мы особо можем отметить механизмы масштабируемости создаваемых систем по принципу «от простого к сложному», как по горизонтальным уровням, так и по структуре. Можно наращивать количество пользователей, расширять функционал каждого информационного блока, относительно безболезненно добавлять новые информационные подсистемы. Далее, соответствующие российской нормативной и законодательной базам продукты «1С» позволяют осуществлять регулярную актуализацию собственных программ, что дает возможность быстро вносить изменения в работающую систему. При этом обеспечен быстрый рост корпоративного банка знаний «1С», которые оперативно транслируются на любой вновь создаваемый тиражный продукт. Отлаженные технологии позволяют создавать и внедрять системы качества — ТСКФ и ТСКП. Все это уменьшает затраты на поддержку информационной системы и улучшает стабильность ее работы. CNews.ru: Каков потенциал отраслевых решений на базе «1С:Предприятие» для рынка быстрорастущих предприятий, где прослеживается тенденция к укрупнению и постоянному изменению Сергей Цодиков: Текущий отраслевой набор тиражных производственных решений для управления и учета на платформе «1С:Предприятие» представляет, на наш взгляд, наибольшую рыночную ценность в силу «гуттаперчивости» самой платформы — ее возможности позволяют «выкрутить» готовое решение под специфические отраслевые требования самых разных производств. С выпуском типового решения «1С:Управление производственным предприятием 8.0» и созданием фирмой «1С» Центров Компетенции по Производству, отраслевые решения должны, на наш взгляд, стать еще более разноплановыми и востребованными. Нам приходилось выполнять внедрение на 350 рабочих мест еще на платформе «1С:Предприятие 7.7». Вряд ли эти масштабы можно считать малыми. Если учесть возможности масштабирования за счет использования механизмов репликации, то названная цифра — далеко не предел. Владимир Филипенко: Мы успешно провели внедрения отраслевых систем управления и учета на пищевых, нефтехимических и других производственных предприятиях самого различного масштаба, и считаем, что нам вполне по силам поспевать за быстрорастущими бизнесами. В настоящее время продолжаем внедрение системы на ОАО «ОМСКШИНА», одном из крупнейших шинных заводов России. В системе уже зарегистрировано 370 пользователей, и она показала себя очень хорошо. При правильной организации аппаратной части, а также грамотном системном проектировании «1С:Предприятие» можно эффективно применять как на небольших, так и на очень крупных производственных предприятиях. А возможность работы «1С:Предприятие» с внешними приложениями позволяет без особого труда производить интеграцию системы учета непосредственно с технологическим оборудованием и АСУТП предприятий. Олег Радул: В условиях укрупнения встает задача консолидации управления в масштабах холдингов. Для этого требуется унифицировать управление и учет на предприятиях, как правило, удаленных друг от друга. Отраслевые решения на базе «1С:Предприятие» помогают в решении таких задач, поскольку не только отражают специфику отрасли, но и позволяют заложить в распределенную систему корпоративные стандарты конкретного холдинга. Унифицированные методики, подкрепленные программным решением, способны сравнительно быстро и эффективно внедряться в пределах холдинга благодаря тому, что "1С:Предприятие" имеет механизмы консолидации данных в управляющей компании и централизованной поддержки и развития решения, качественный сервис в России и странах ближнего зарубежья, а также хорошо знакомо большинству работников предприятий. Михаил Хаскельберг: Наша практика показывает, что чем крупнее предприятие и чем быстрее меняются его Сергей Зырев: Ответом на данный вопрос может послужить развитие в течение нескольких последних лет справочника внедренных решений на платформе «1С:Предприятие» (ставшего довольно увесистым), в котором наряду с малыми и средними предприятиями, значительно увеличилось число крупных. Эволюционный процесс развития самих организаций находит свое отражение и в развитии их потребностей в автоматизации всех сторон деятельности предприятия, и в развитии экономических продуктов фирмы «1С», и в нашем опыте работы со все более масштабными отраслевыми проектами. Станислав Бызов: Здесь, на наш взгляд, срабатывает принцип: «Количество партнеров переходит в качество и разнообразие внедрений». Потенциал отраслевых решений состоит из методологической базы «1С», многолетнего опыта партнеров, концентрации знаний, естественной рыночной дифференциации усилий для создания специализированных решений, что, в итоге, существенно экономит ресурсы и время предприятий для достижения целей автоматизации. CNews.ru: Спасибо. |