|
|
Гиганты мировой розницы непоколебимы
Согласно прогнозам, два крупнейших игрока мирового ритейла сохранят в ближайшие годы свои лидирующие позиции. Другим сетям повезло гораздо меньше — их ждет жесточайшая конкурентная борьба за право называться третьим, четвертым или пятым. Отличные же перспективы у дискаунтеров — им пророчат стремительное продвижение вверх по ступенькам рейтинга.
Отдельные игроки из тридцатки крупнейших розничных сетей мира, в которой насчитывается 7 ритейлеров с долей непродовольственных продаж 50 и более процентов, уже вышли или выходят на рынок мобильной розницы. При этом некоторые из них, начав с крупнейших городов, собираются освоить российские просторы. С этой связи нелишне будет узнать о текущей расстановке сил в мировом табеле о рангах.
Крупнейшие розничные сети в мире
|
Ритейлер |
Страна |
Продажи (млн долл) |
Чистые продажи (млн долл) |
Продажи пр. питания (%) |
Продажи на родном рынке (%) |
Международные продажи (%) |
1 |
Wal-Mart |
США |
309,414 |
285,222 |
45 |
77.8 |
22.2 |
2 |
Carrefour |
Франция |
113,046 |
90,284 |
75 |
49.1 |
50.9 |
3 |
Ahold |
Нидер-ланды |
89,417 |
64,588 |
84 |
16.6 |
83.4 |
4 |
Metro Group |
Германия |
77,768 |
70,065 |
49 |
52.3 |
47.7 |
5 |
Tesco |
Велико-британия |
68,165 |
62,219 |
74 |
79.3 |
20.7 |
6 |
Kroger |
США |
58,647 |
56,434 |
70 |
100.0 |
0.0 |
7 |
Ito-Yokado |
Япония |
63,190 |
33,497 |
66 |
67.9 |
32.1 |
8 |
Rewe |
Германия |
54,788 |
50,677 |
76 |
71.6 |
28.4 |
9 |
Target |
США |
53,949 |
46,893 |
32 |
100.0 |
0.0 |
10 |
Costco |
США |
51,199 |
47,146 |
60 |
80.3 |
19.7 |
11 |
AEON |
Япония |
50,921 |
38,789 |
50 |
92.2 |
7.8 |
12 |
Casino |
Франция |
50,068 |
28,779 |
75 |
60.6 |
39.4 |
13 |
Auchan |
Франция |
48,731 |
44,688 |
59 |
54.4 |
45.6 |
14 |
ITM |
Франция |
46,705 |
44,002 |
70 |
71.7 |
28.3 |
15 |
Schwarz Group |
Германия |
45,913 |
42,557 |
82 |
58.2 |
41.8 |
16 |
Aldi |
Германия |
45,883 |
41,868 |
82 |
59.6 |
40.4 |
17 |
Albertsons |
США |
41,975 |
39,897 |
69 |
100.0 |
0.0 |
18 |
Walgreens |
США |
39,458 |
37,508 |
37 |
98.7 |
1.3 |
19 |
Edeka |
Германия |
39,184 |
31,802 |
84 |
91.9 |
8.1 |
20 |
Safeway |
США |
39,112 |
35,823 |
76 |
84.6 |
15.4 |
21 |
Leclerc |
Франция |
35,476 |
32,762 |
64 |
94.7 |
5.3 |
22 |
Tengelmann |
Германия |
32,780 |
29,798 |
66 |
49.4 |
50.6 |
23 |
CVS |
США |
32,564 |
30,594 |
31 |
100.0 |
0.0 |
24 |
JCPenney ** |
США |
28,029 |
18,432 |
13 |
99.2 |
0.8 |
25 |
Sainsbury |
Велико-британия |
30,343 |
28,220 |
76 |
98.7 |
1.3 |
26 |
Morrisons |
Велико-британия |
25,738 |
22,519 |
78 |
100.0 |
0.0 |
27 |
Delhaize Group |
Бельгия |
24,145 |
22,324 |
77 |
21.3 |
78.7 |
28 |
Coles Myer |
Австралия |
23,651 |
23,728 |
61 |
99.4 |
0.6 |
29 |
Woolworths (Aus) |
Австралия |
22,864 |
20,726 |
72 |
99.8 |
0.2 |
30 |
Loblaw |
Канада |
22,470 |
20,137 |
77 |
100.0 |
0.0 |
Вместе Top 30 |
1,662,787 |
|
|
|
|
Другие |
3,295,884 |
|
|
|
|
В мире в общем |
4,958,671 |
|
|
|
|
Источник: M+M Planet Retail Ltd
Чистые продажи лидера мирового ритейла Wal-Mart, 55% оборота которого приходится на непродовольственный сектор, в 2005 финансовом году (закончился 31 января 2006 года) увеличились на 11,3% и составили $285,2 млрд. Особенно заметно — более чем на 18% выросли объемы международных продаж, доля которых составляет почти 20%. При этом рекордсменом роста стала британская «дочка» Asda, которая принесла без малого половину всех зарубежных доходов — 46,2%. В конце прошлого года Asda запустила новый дисконтный формат, с помощью которого рассчитывает сохранить за собой вторую позицию в списке крупнейших ритейлеров Великобритании — сетей-дискаунтеров Aldi и Netto, а также расширить свое влияние на те районы страны, где господствующее положение занимает Tesco. Новый дисконтный формат будет конкурентоспособным на так называемом рынке «удобной» торговли, наравне с Tesco Express и Sainsbury's Local. В расширение своей сети за пределами США (11 стран) американский оператор намерен инвестировать около $14 млрд, которые, в частности, пойдут на строительство новых центров или передислокацию старых. По прогнозам Planet Retail Wal-Mart продолжит доминировать в глобальном розничном секторе по крайней мере до 2009 года.
С большим отставанием от конкурента следует крупнейший европейский ритейлер Carrefour, оборот которого в 2005 году вырос на 6,1% (на 4,3% в долларах США) и составил 83,71 млрд. евро. Французская сеть, состоящая из более чем 12 тысяч торговых точек (926 гипермаркетов, 2482 супермаркетов, 5451 дисконт-магазинов, 3046 магазинов «у дома» и 150 магазинов Cash & Carry) в странах Европы, Латинской Америки и Азии, получила в прошедшем году 47,7% выручки на местом рынке против 50,9% годом ранее. Второму по величине гиганту аналитики пророчат сохранение текущей позиции до 2009 года.
Тройку лидеров замыкает оператор международной сети супермаркетов Ahold, оборот которого за 9 месяцев 2005 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 0,4% — до $33,7 млрд евро ($42,4 млрд).
По итогам 2005 года Ahold, скорее всего, переместится на 4-ое место, уступив немецкой сети Metro Group, которой удалось увеличить выручку в 2005 году на 4,2% — до 55,7 млрд. евро. Особенно быстро (на 10,5%) росли международные продажи ритейлера, объем которых в 2005 году впервые превысил выручку на местном рынке и составил в общем обороте 53,4%. Они и компенсировали падение (на 2,2%) продаж Metro Group в Германии. Драйверами роста были магазины Metro Cash & Carry и магазины бытовой электроники — Media Markt и Saturn.
Высокий потенциал роста — у британской сети Tesco, которая, по прогнозу Planet Retail, переместится в 2009 году с 5-го на 4-е место в рейтинге. Вместе с Metro Group они оттеснят конкурента Ahold, занимавшего по итогам 2004 года третье место, на 5-ю позицию. Такие прогнозы имеют под собой веские аргументы: оборот группы вырос за I полугодие 2005 финансового года (завершилось 13 августа 2005 года) на 14,1% (с 16,5 млрд фунтов стерлингов до 18,2 млрд) — самый высокий показатель в пятерке лидеров. В 2004 году британской сети удалось потеснить с пятой позиции американскую компанию Kroger. Основную часть (около 80%) Tesco приносят продажи на местном рынке в Великобритании.
В Planet Retail считают, что успехи Tesco обусловлены широким спектром факторов, включая 1) динамичный и гибкий набор форматов от гипермаркетов до «удобных» магазинов, развиваемых как на развитых, так и развивающихся рынках, а также 2) точная ценовая политика, 3) сильное предложение собственных марок, а также широкий выбор непродовольственных товаров.
По прогнозу Planet Retail новички рейтинга AEON, Casino, Sears и Schwarz заменят Kroger, Rewe, Target и Costco.
10 крупнейших ритейлеров в 2009 году, прогноз*
№ |
Ритейлер |
Продажи (млрд долл) |
Продовольственные продажи (%) |
Национальные продажи (%) |
Международные продажи (%) |
1 |
Wal-Mart |
426.1 |
46.0 |
77.5 |
22.5 |
2 |
Carrefour |
164.7 |
74.3 |
42.2 |
57.8 |
3 |
Metro Group |
109.5 |
48.9 |
45.9 |
54.1 |
4 |
Tesco |
102.3 |
73.4 |
70.8 |
29.2 |
5 |
Ahold |
99.5 |
84.4 |
17.6 |
82.4 |
6 |
Ito-Yokado |
87.3 |
64.6 |
67.8 |
32.2 |
7 |
AEON |
80.4 |
49.9 |
85.9 |
14.1 |
8 |
Casino |
71.4 |
74.8 |
55.7 |
44.3 |
9 |
Sears |
71.3 |
18.4 |
88.6 |
11.4 |
10 |
Schwarz Group |
69.8 |
82.5 |
50.6 |
49.4 |
* — Без учета возможных приобретений и выходов на новые рынки
Источник: M+M Planet Retail Ltd.
Кроме увеличения размера своих сетей, другим изменением в структуре продаж мировых ритейлеров является увеличение доли международных продаж в общей структуре доходов.
Другой значимой тенденцией на рынке мирового ритейла является увеличение доли дискаунтеров. Согласно Planet Retail в течение следующих трех лет они будут самым динамичным форматом в Западной и Центральной Европе, и их количество увеличится примерно на 30%. При этом количество гипермаркетов будет расти более умеренными темпами, в основном из-за законодательных ограничений на сооружение больших магазинов на ключевых европейских рынках. По объемам продаж дискаунтеры находятся на третьем месте после гипермаркетов и супермаркетов в этом регионе, благодаря стремительной экспансии таких немецких сетей как, например, Aldi и Schwarz. Последние занимают в рейтинге пока лишь 15 и 16 позиции соответственно, однако уже через 3 года Schwarz, как ожидается, займет нижнюю строчку в ТОП-10 крупнейших ритейлеров, перепрыгнув целых 6 позиций.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|