Спецпроекты

На страницу обзора
От ИТ к когнитивным центрам
Александр Ким, первый заместитель губернатора Югры, рассказал CNews об информатизации региона. Основной системой, используемой в Ханты-Мансийском автономном округе, является Территориальная информационная система Югры (ТИС Югры). С ее помощью можно осуществлять мониторинг и анализ процессов базовых секторов экономики, планировать и прогнозировать социально-экономическое развитие региона. В перспективе ТИС станет ядром сети когнитивных центров округа, с помощью которых будут моделироваться варианты развития событий.

Александр Ким

CNews: Какие стратегические цели стоят перед регионом, и какую роль в их достижении играет информатизация?

Александр Ким: Наша главная цель – это повышение качества жизни населения. Именно на достижение этой цели направлена Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года. В окружной Стратегии сформулированы основные направления формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной, а также указаны меры по повышению эффективности государственного управления.

Информационные технологии в современных условиях – это одновременно и инструмент повышения качества жизни, и качества управления. Тут все взаимосвязано. Не случайно еще в одном важном документе, уже не окружном, а общероссийском, подчеркивается, что масштаб влияния отрасли информационных технологий на решение ключевых задач государственной политики значительно превосходит сугубо отраслевые эффекты. Я имею в виду принятую в прошлом году Стратегию развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, основными принципами которой мы руководствуемся в нашей работе.

При этом хорошо известно, что инновационные «точки роста» в ближайшие 40 лет (в период 6-ого технологического уклада) будут сосредоточены в таких направлениях, как: биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, когнитивные технологии, технологии рационального природопользования, технологии виртуальной реальности, технологии «проектирования будущего» и некоторые другие. В развитии всех перечисленных направлений информационные технологии определенно сыграют весьма значимую роль, выступая в качестве инструментария для реализации методов математического и имитационного моделирования, методов обработки временных рядов, распознавания образов и параллельных вычислений.

Понимая это, а также учитывая специфику автономного округа, в декабре 2013 года Правительством округа заключено соглашение с Российской академией наук о научно-техническом сотрудничестве, преследующее цели обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса Югры, а также достижение технологического лидерства по ряду важнейших направлений, в том числе посредством использования и развития информационно-коммуникационных технологий.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о самых значимых проектах округа за 2013–2014 года.

Александр Ким: Начать хотелось бы с одного из самых известных наших проектов – проекта обучения социально-незащищенных слоев населения компьютерной грамотности по программе «Электронный гражданин». Подчеркну, что повышение грамотности населения в области информационных технологий и развитие человеческого капитала является одним из основных направлений реализации Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации.

Свою работу мы начали еще в 2006 году и были по данному направлению одними из первых в России. Всего за это время обучение по программе «Электронный гражданин» прошли свыше 75 тысяч человек (более 4% жителей автономного округа), из них свыше 20 тысяч граждан пенсионного возраста. Сама программа постоянно развивается, и сейчас в ее рамках действует сразу несколько дополнительных подпрограмм, направленных на разные группы населения.

Так, подпрограмма «Электронная коммерция» рассчитана на студентов высших и средних специальных учебных заведений и представителей малого бизнеса. В рамках подпрограммы «Эффективное использование сервисов электронного правительства» слушатели учатся пользоваться Порталом государственных и муниципальных услуг (включая регистрацию и открытие «Личного кабинета»). Существует и специальная программа по обучению работе на компьютере слепых и слабовидящих людей, которая реализуется на базе специализированных Центров общественного доступа (ЦОД). Таких центров, оборудованных брайлевскими дисплеями, речевыми синтезаторами, тифлофлешплейерами, у нас в округе действует 5. А всего ЦОДов в Югре – 217, причем 65 из них работают в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где доступ в Интернет обеспечивается через станции спутниковой связи.

Для тех жителей округа, которые хотят повысить свою компьютерную грамотность, что называется, «не выходя из дома», департаментом информационных технологий округа создан портал «Электронный гражданин Югры» (www.eduhmao.ru). На нем размещен полный видеокурс из шестидесяти шести серий программы «Электронный гражданин», включающий три тематических блока: «Основы работы с компьютером», «Информационное общество» и «Электронное государство», а также аудиокурс, адаптированный к потребностям слепых и слабовидящих и видеокурс, предназначенный для слабослышащих. Здесь же организована электронная запись на очные курсы. И это только один проект, реализуемый в округе в рамках государственной программы «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2011–2015 годы».

CNews: Как обстоят в округе дела с формированием региональной инфраструктуры электронного правительства?

Александр Ким: В этой сфере нами тоже достигнуты неплохие результаты. Кстати, по рассчитанному CNews в прошлом году рейтингу, мы вообще находились на первом месте в Российской Федерации.

Если конкретно, то на конец 2013 года жители округа имели возможность получать в электронной форме, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru и регионального портала автономного округа 86.gosuslugi.ru 120 подуслуг, входящих в состав 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года №1993-р, а также 164 подуслуг, входящих в состав 123 государственных и муниципальных услуг, не относящихся к первоочередным услугам. Указанные сервисы относятся к сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, значительная доля услуг относится к сфере социальной защиты населения.

Кроме того, выполнено тиражирование программных решений для обеспечения предоставления 36 муниципальных услуг в органах местного самоуправления автономного округа по единообразным административным регламентам; доработаны программные решения по 4 государственным (муниципальным) подуслугам под приложения для коммуникаторов и планшетов, а также выполнена доработка программных решений по 15 государственным (муниципальным) подуслугам для встраивания информационно-платежного шлюза с целью предоставления услуг, предполагающих оплату.

Параллельно департамент информационных технологий автономного округа занимается развитием системы межведомственного электронного взаимодействия автономного округа (СМЭВ). К настоящему времени посредством СМЭВ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления автономного округа имеют возможность получить 72 документов (сведений), необходимых при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Примечательно то, что, согласно статистике, представленной «Ростелекомом», количество обращений к федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа по каналам СМЭВ по состоянию на конец 2012 года составило 498 704 запросов, по состоянию на конец 2013 года – 6 998 474 запросов, то есть количество запросов увеличилось в 16 раз.

Естественно, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Мы убеждены в необходимости более глубокой информатизации государственного сектора, оказывающего услуги населению. И прежде всего значительную роль в этом вопросе могло бы сыграть создание федеральными органам исполнительной власти и передача субъектам РФ вертикально-интегрированных информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг по переданным полномочиям согласно единообразным для всех субъектов административным регламентам.

CNews: Что делается в округе в плане повышения эффективности управления с использованием ИКТ?

Александр Ким: Из перечисленных выше составляющих 6-ого технологического уклада хочу обратить ваше внимание на технологии «проектирования будущего». Они предполагают создание в каждом субъекте Российской Федерации так называемого «когнитивного центра» – ситуационного центра, в котором используются алгоритмы, моделирующие отдельные процессы принятия решения человеком – от постановки задачи и ее формализации – до выработки альтернативных сценариев ее решения, оценки сконструированных сценариев путем их проигрывания в среде имитационного моделирования той или иной отрасли с целью прогноза последствий реализации того или иного сценария на практике. Когнитивные центры должны непрерывно взаимодействовать друг с другом, с тем чтобы в режиме online обмениваться лучшими подходами, алгоритмами и моделями, апробированными на практике.

Понимание значимости указанного направления привело к принятию в 2010 году Правительством автономного округа решения о создании Территориальной информационной системы Югры (ТИС Югры), которая в дальнейшем должна составить ядро когнитивного центра автономного округа. Основной целью проекта является повышение эффективности и улучшение качества государственного и муниципального управления.

За 2011–2013 годы были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по реализации 1-й, 2-ой 3-ей очереди ТИС Югры, в рамках которых: разработано нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение процессов создания, использования, эксплуатации и развития ТИС Югры; выполнено технорабочее проектирование и внедрение ведомственных информационных систем. ТИС Югры в октябре 2013 года переведена в промышленную эксплуатацию.

Все финансовые затраты по созданию ТИС Югры предусмотрены окружной целевой программой «Информационное общество – Югра», рассчитанной на 2011–2015 годы.

Уже сейчас ТИС Югры позволяет осуществлять мониторинг и анализ процессов базовых секторов экономики, планировать и прогнозировать социально-экономическое развитие муниципальных образований и округа в целом, а также осуществлять контроль реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности. И это только некоторые задачи, которые решает ТИС.

Ядро ТИС Югры составляет Единый картографический ресурс автономного округа, включающий: единую топографическую основу масштаба 1:100000, мозаику ортотрансформированных космоснимков с разрешением 2,5 м и более 500 тематических картографических слоев (в том числе карты лицензирования недропользования и планируемых геологоразведочных работ, схемы электростанций и электрических сетей, карты железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, авиамаршрутов, карта мониторинга речной экосистемы Оби, карты статистических данных по образованию и здравоохранению, демографическая карта, карты доступности объектов для людей с ограничениями по здоровью, карты объектов культуры и образования, объектов здравоохранения, карта объектов жилищно-коммунального хозяйства и многие другие). В ТИС Югры реализовано более 600 отчетных форм, таблиц и графиков представления ведомственной информации; 27 форм комплексного представления агрегированной информации на презентационных панелях ТИС Югры, в том числе для мобильных устройств.

Откуда берется все это многообразие информации? В качестве источников выступают ведомственные информационные системы и ресурсы органов власти различных уровней, а также коммерческие организации. Это обеспечивает оперативное получение информации «из первых рук» и позволяет осуществлять комплексный анализ данных из различных источников. На сегодня ТИС интегрирована с 12 информационными системами, начиная с систем регионального уровня, например с информационно-телекоммуникационной системой «Ясень», использующейся для мониторинга лесопожарной обстановки, до информационных систем федерального уровня, например, системы Росгидромета. Интеграция осуществляется с использованием сервис-ориентированной архитектуры. Это позволяет, после настройки электронных сервисов, обеспечить обмен информацией между информационными системами в круглосуточном режиме без участия оператора. Очень важно, что интеграция стимулирует сбалансированное развитие всех информационных систем и ресурсов.

Доступ к ТИС Югры в настоящее время имеют сотрудники более 60 органов власти (в том числе федеральных) и подведомственных им учреждений (всего более 1400 пользователей).

CNews: Расскажите, пожалуйста, какие изменения за прошедшие два года произошли в сфере информатизации региона?

Александр Ким: Вернусь к ТИС Югры. На ее платформе фактически разработан механизм формирования единого информационного управленческого пространства, обеспечивающий эффективное взаимодействие населения и органов власти на основе единых источников данных и регламентов. Так, ТИС Югры позволяет прогнозировать развитие событий и принимать меры в чрезвычайных ситуациях.

С 2011 года в составе ТИС действует подсистема оперативного мониторинга лесных пожаров. Проблема для округа очень актуальная, учитывая, что наши лесные ресурсы огромны даже по сибирским масштабам. Общая площадь земель, покрытых лесом, составляет примерно 50,4 млн га. ТИС Югры позволяет вести автоматический учет лесных пожаров, и не только учет, но и автоматическое отображение мест возгораний (термических точек). С этой целью используются данные Центра дистанционного зондирования земли Югорского НИИ информационных технологий, получаемых со спутников. Одновременно осуществляется автоматический прием метеоданных, получаемых от ГУ «Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». В подсистему подключены архивные данные о лесных пожарах за последние пять лет, что позволяет видеть ситуацию в динамике. Не случайно в прошлом году по итогам Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» представленная автономным округом подсистема оперативного мониторинга лесных пожаров ТИС Югры была признана лучшим проектом в номинации «IT в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности».

CNews: Можете ли вы оценить эффективность проектов?

Александр Ким: Общепризнанно, что информатизация способствует росту прозрачности принятия решений в государственном секторе, уменьшению административных расходов, снижению уровня коррупции. Обращение в электронном виде уменьшает для заявителя число необходимых посещений учреждений, предоставляющих услуги, и сокращает сроки ее предоставления. Тем самым информатизация повышает удовлетворенность граждан качеством государственных услуг, а, значит, и их доверие органам власти. И это еще не все. Информационные технологии не просто делают предоставление государственных и муниципальных услуг менее трудоемким, а их получение – более удобным и доступным, но повышают вовлеченность граждан в совместное с органами власти решение социальных проблем. У нас в округе накоплен опыт организации общественной экспертизы и общественных обсуждений актуальных проблем в электронном виде. Особую активность в этом направлении проявляет Молодежный парламент при Думе Ханты-Мансийского автономного округа, что вполне объяснимо: именно молодые люди первыми осваивают новые формы взаимодействия с государством.

Для публичного обсуждения проектов документов и правовых актов всеми заинтересованными лицами в режиме online на едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционирует новый интерактивный сервис «Общественная экспертиза». Пользователи имеют возможность оставлять комментарии к документам, создавать собственные редакции (версии) документов, голосовать как за изначально предложенные, так и за авторские редакции. Совсем недавно на едином сайте создан еще один интерактивный сервис для публичной оценки результатов проведенных исполнительными органами власти проверок и контрольных надзорных мероприятий.

Постоянно растет число граждан, открывающих «Личные кабинеты» на Портале госуслуг. За 2013 год их число выросло на 58%. А всего, по статистике «Ростелекома», на региональном портале зарегистрировались более 222 тысяч человек, то есть примерно 14,5% населения округа. По данному показателю округ входит в число регионов-лидеров.

Кроме того, департамент информационных технологий округа завершает работу над открытым (публичным) сегментом ТИС Югры. После ввода его в промышленную эксплуатацию любой житель автономного округа получит доступ к социально-значимой информации с пространственной привязкой. Гражданам станут доступны планы населенных пунктов автономного округа, сведения о лесных участках, переданных в аренду, местах запрета охоты, особо охраняемых природных территориях, карты железных и автомобильных дорог (включая зимники).

Особо хотелось бы отметить, что в публичном сегменте ТИС Югры будут размещены сведения о доступности социально-значимых объектов для маломобильных групп населения, причем этот раздел публичного сегмента разрабатывается при партнерстве государственных органов власти и гражданского общества. Речь идет о Региональном общественном движении инвалидов-колясочников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Преобразование», которое активно использует информационные технологии для повышения качества жизни инвалидов и роста их занятости.

CNews: Необходима ли доработка этих проектов? Планируете ли вы со временем актуализировать их?

Александр Ким:Сегодня все базовые функции ТИС Югры реализованы. Так, разработаны различные инструменты загрузки данных, в том числе в удаленном режиме, в пакетном режиме или через интеграционную шину данных. Представлены в широком диапазоне механизмы поиска и доступа к информационным ресурсам, их выборки и комплексного представления. Реализованы инструменты использования пространственных данных, формы деловой графики и отчетности.

С целью повышения востребованности ТИС Югры и активного использования имеющегося инструментария в ежедневной работе сотрудников органов власти, принимающих те или иные решения, а также повышения качества и актуальности информации, размещаемой в ТИС Югры, были приняты постановления Правительства автономного округа от 30.03.2012 № 128-п «О Территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры)» и от 24.05.2013 № 190-п «О базовых перечнях информации, обязательной и рекомендуемой для размещения в Территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ТИС Югры)».

Следующий шаг – научиться использовать функциональные возможности для решения любых информационных и аналитических задач, не зависимо от изменяющейся ситуации и факторов.

Безусловно, в ходе эксплуатации потребуется дополнение новых функций или изменение существующих. Сейчас департамент информационных технологий автономного округа проводит работу по предоставлению возможности использования ТИС Югры ряду федеральных структур (Управление Федеральной службы по контролю в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре), проявивших интерес к сотрудничеству в этом направлении.

В 2014 году планируется завершение работы по обеспечению информационного взаимодействия органов местного самоуправления автономного округа с ТИС Югры.

CNews: Какие проекты в сфере информатизации планируется реализовать в регионе до 2016 года? На какой стадии эти проекты сейчас? Каких результатов от этих проектов вы ожидаете? Как их реализация изменит ИТ-инфраструктуру региона?

Александр Ким: Учитывая, что к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить не менее 70%, в автономном округе за короткий срок необходимо завершить формирование региональной инфраструктуры широкополосного доступа в сеть интернет, а также обеспечить приобщение большей части жителей автономного округа к сервисам электронного правительства.

Мы также планируем провести модернизацию публичного уровня ТИС Югры для его использования через мобильные устройства связи, а также с целью обеспечения опубликования открытых данных.

Учитывая планы развития межведомственного взаимодействия посредством ТИС Югры, мы планируем использовать ТИС Югры в качестве одной из ключевых информационных систем программно-аппаратного комплекса «Безопасный город», который в настоящее время внедряется в муниципальных образованиях автономного округа. Такой подход позволит наладить информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений по обеспечению безопасности, а также обеспечить информационное взаимодействие уполномоченных служб и подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти автономного округа, должностных лиц администраций объектов с массовым пребыванием людей, антитеррористических комиссий координационных органов и органов управления РСЧС и оперативных штабов в автономном округе. Это позволит нам обеспечить качественно новый уровень безопасности населения, проживающего в округе, перейдя от совокупности систем «Безопасный город» к единой системе «Безопасный округ».

CNews: На ваш взгляд, какие тренды в сфере информатизации регионов будут преобладать в ближайшие три года?

Александр Ким: На мой взгляд, направления развития информатизации органов власти будут определяться следующими общеизвестными тенденциями: стремительное увеличение плотности информационных потоков, которые необходимо декомпозировать и проанализировать с целью принятия управленческих решений как на уровне региона, так и на уровне муниципалитетов, на фоне оптимизации штатной численности государственных и муниципальных служащих, приведет к тому, что для руководителя любого уровня, в самое ближайшее время, окажется невозможным принимать объективные, взвешенные решения без применения новейших достижений в сфере информационных технологий.

Здесь речь идет не столько об электронном документообороте, использование которого в органах власти в настоящее время стало нормой, речь идет о новых подходах сбора, хранения, обработки и поиска знаний. Это должно позволить решить очень важную проблему: при возникновении задачи или появлении нового проекта появиться возможность не только быстро обратиться к имеющимся начальным и граничным исходным данным, связанным с возникшей задачей, но и к тому опыту, который уже сформировался при решении задач аналогичного класса.

С другой стороны, информационные технологии сегодня играют колоссальную роль в снижении административных барьеров, создании условий обеспечения прозрачности деятельности органов власти, снижения коррупции. На мой взгляд, информационные технологии уже содержат все необходимые средства, позволяющие каждому гражданину, с учетом его жизненной ситуации, предпочтений, возраста и прочих особенностей, не смотря на огромную территорию нашей страны, «протянуть руку», обеспечив предоставление ему услуги в комфортном для него режиме.

В развитии упомянутых мною средств ключевое значение будут иметь проекты, связанные с упрощением и «облегчением» пользовательского интерфейса на официальных сайтах органов власти, с внедрением на сайтах инструментов автоматизированного сбора и анализа предпочтений пользователей – получателей услуг с целью создания «адаптивного» интерфейса. Особую актуальность решение указанных задач имеет для Единого и Региональных порталов государственных и муниципальных услуг.