CNews: Какая сумма была выделена на информатизацию здравоохранения в вашем регионе? На что был израсходованы выделенные на средства?
Сергей Бобылев: Нашему региону было выделено 408 млн руб. на 2011-2012 гг. Поэтому мы проводили все работы в течении двух лет, исходя из данного бюджета.
В Саратовской области выделенные
средства были освоены достаточно эффективно. Создан фундамент для полноценной
информатизации лечебных учреждений - вычислительная инфраструктура, защищенные
каналы связи, внедрены ключевые информационные системы, обучение с которыми
прошли более 5000 медицинских работников.
Если раньше локальные
вычислительные сети существовали только в 3 лечебных учреждениях области, то
сегодня, благодаря инвестициям, необходимая инфраструктура создана во всех
учреждениях, участвующих в программе информатизации. Всего их было 159.
CNews: Расскажите подробнее о том, какие
работы были проведены.
Сергей Бобылев: При выполнении работ мы руководствовались Концепцией информатизации здравоохранения, планом мероприятий, который был разработан и согласован с министерством здравоохранения и федеральным фондом ОМС, поручениями губернатора и правительства Саратовской области.
Основное исполнение
программы началось в четвертом квартале 2011 г. Мы закупили необходимую
технику, оснастили все амбулаторные и лечебные учреждения инфоматами
(всего было установлено 123 инфомата), а также создали прикладные системы,
которые тут же запустили в эксплуатацию – портал здравоохранения Саратовской
области и сайты всех учреждений, провели подготовительные работы для запуска
системы удаленной записи на прием к врачу и обучение персонала учреждений,
реализовали систему мониторинга здравоохранения для сбора показателей и
создания статистических отчетов и систему мониторинга модернизации,
интегрированную с федеральным сегментом. А также провели проектирование
локальных сетей в каждом ЛПУ.
В 2012 г. мы смогли приступить к полноценному созданию инфраструктуры. Все 159 учреждений нашего региона, участвовавшие в программе информатизации здравоохранения, были охвачены в той или иной степени.
CNews: Что изменилось в жизни врачей и пациентов?
Сергей Бобылев: Основным приоритетом при начале работ было создание системы удаленной записи на прием к врачу. Данная система реализована и успешно работает с 2012 г. в 112 лечебных учреждениях Саратовской области.
За время работы системы
на прием к врачу через интернет записалось более 175 тыс. пациентов,
еженедельно этой услугой пользуются около 5 – 6 тыс. человек. Этот вопрос
находится на постоянном контроле со стороны министра здравоохранения области
А.Н.Данилова и губернатора В.В.Радаева.
Успешно реализована
интеграция региональной системы электронной записи на прием к врачу с федеральной
электронной регистратурой, региональным и федеральным порталом государственных
услуг. Это дало пациентам дополнительные возможности, и я уверен, что доступность
медицинской помощи в регионе повысилась.
Кроме этого, врачи
активно приступают к работе с созданными в 2012 г. медицинскими информационными
системами ведения электронных медкарт. Всего таких учреждений в регионе – 56, а
пользователями МИС являются около 8 тыс. медработников.
CNews: Какие работы предусмотрены на ближайшие годы?
Сергей Бобылев: На сегодняшний день перед нами стоит задача обеспечения ведения электронной медицинской карты в 100% лечебно-профилактических учреждений. Скорость внедрения МИС в регионе, создания региональной интегрированной карты и обеспечения ее взаимодействия с федеральным уровнем будет зависеть только от финансирования, предусмотренного программой развития информатизации здравоохранения до 2020 г., а также возможностями регионального бюджета.
CNews: С какими проблемами пришлось столкнуться в процессе проведения работ?
Сергей Бобылев: Одной из самых главных проблем, на мой взгляд, является не до конца определенный правовой статус электронной медицинской карты. Если мы идем к полноценной информатизации здравоохранения, все хранилища электронных документов должны иметь юридическую силу. Пора заканчивать дублирование карты на бумажную форму.
Вторая проблема – это высокие
темпы работ по информатизации. Иногда мы ощущали некоторую нехватку ресурсов
при реализации программы. Такие моменты всегда нужно учитывать и делать на них
поправки.
Огромный смысл имеет
создание полноценного федерального Центра обработки данных. Не каждый регион
может позволить себе иметь такой центр. Такой подход позволит повысить
отказоустойчивость работы систем и информационную безопасность процессов
передачи данных.
Крайне важным остается наличие достаточного финансирования для обслуживания и сопровождения той инфраструктуры, которая уже создана и работает, и той, которая еще будет создана в будущем.
Мы должны понимать, что
несем ответственность за результаты информатизации, за то, чтобы конечные
потребители медицинских услуг – пациенты – могли комфортно пользоваться всеми
предоставляемыми здравоохранением услугами.