Разделы

Инновации и стартапы TP-Link OMADA

Телемедицина, нейрокомпьютерные интерфейсы и роботы: что ждет сферу социальных инноваций Москвы

Социальные инновации – новое и перспективное направление для Москвы. В столице функционируют более 100 технологических компаний, представляющие продукты и сервисы для улучшения комфорта социально уязвимых групп населения. Коронакризис ускорил развитие отрасли и сформировал новые тенденции. О том, какие социальные инновации сейчас особенно востребованы в Москве, кто их использует, за какими из них «охотятся» венчурные инвесторы и какие существуют технологические тренды — в новом исследовании Агентства инноваций Москвы под названием «Социальные инновации: мировые тренды и особенности развития Москвы».

Что же такое социальные инновации?

Под социальными инновациями понимаются технологические продукты и сервисы, которые призваны улучшить качество жизни, повысить безопасность и самостоятельность социально уязвимых групп населения. Кроме того, они используются для оптимизации работы органов власти и организаций, занимающихся соцзащитой населения.

Словосочетание «социальные инновации» активно использовали известные ученые Питер Друкер, Майкл Янг и другие исследователи социальных процессов во второй половине XX века. Автором этого термина в применении к современным реалиям считают Мухаммада Юнуса, основателя механизма микрофинансирования и микрокредитования, лауреата Нобелевской премии мира 2006 года.

Однако примеры социально-направленных разработок появились гораздо раньше. К примеру, с 1774 года Иоганн Песталоцци, известный швейцарский педагог и один из основоположников дидактики начального обучения, работал над идеей воспитания и обучения детей из низших слоев общества с приучением к производительному труду, чтобы обеспечить их будущее. В 1799 году Роберт Оуэн запустил эксперимент по реформированию производственных отношений, желая доказать, что забота о наемных рабочих выгодна работодателю.

В начале 2000-х годов термин «социальные инновации» вошел в политическую повестку западных государств для описания новых процессов по решению социальных проблем и удовлетворения социальных потребностей населения. Социнновации заняли свою нишу в таких сферах, как здравоохранение, социальные услуги, образование, структурная безработица, старение населения, трудоустройство молодежи, снижение уровня бедности, повышение качества жизни и других. Значительный рост социальных инноваций произошел из-за экономического кризиса 2008–2009 гг. и последовавшим снижением расходов на социальную сферу. В документах Европейской комиссии и Аналитического центра Европейской комиссии (BEPA) социальные инновации рассматриваются как основной инструмент мобилизации ресурсов для решения социальных вызовов в Европе как необходимый элемент технологических инноваций и социально-экономического развития и как инструмент для достижения большего социального результата меньшими усилиями.

Кто они – российские пользователи социальных инноваций?

Согласно исследованию Агентства инноваций Москвы, в России потенциальные пользователи социальных инноваций — более 45 млн человек. Из них почти 33 млн — люди старше 60 лет. Около 12 млн — взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья, а еще 688 тыс. – дети с ОВЗ. В Москве потенциальные пользователи социнноваций — около 30% населения, и их численность ежегодно растет. Свыше трех миллионов из них — люди в возрасте более 60 лет. Еще более миллиона — люди с ограниченными возможностями здоровья.

Портрет московских компаний в сфере социальных инноваций

В Москве рынок социальных инноваций достаточно молодой, но перспективный. В столице работают более 100 технологических компаний с разработками в социальной сфере, причем половина из них находится на стадии раннего роста. Под данным СПАРК, среднее число сотрудников в таких компаниях составляет пять человек, а ежегодная выручка — в среднем около 8,4 млн руб. Более 90% этих компаний разрабатывает продукты для людей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее популярные из них предназначены для реабилитации опорно-двигательных нарушений, мобильности и коммуникации.

Виды социальных инноваций, преобладающие на рынке:

1. Решения для людей с ограниченными возможностями и старшего возраста делятся на шесть типов:

• реабилитация (экзоскелеты, нейрореабилитационное оборудование, VR-тренажеры для восстановления двигательных функций, приложения для тренировки памяти и когнитивных функций, устройства для стимулирования зрительных функций и другие);

мобильность (инвалидные кресла и коляски, протезы, системы «звукового зрения»);

• социальные связи (коммуникационные системы, эмоциональные роботы-компаньоны, платформы-агрегаторы услуг);

• адаптированная среда (интеллектуальные навигационные системы, карты доступной среды, «доступные» информационные экраны и другие);

удаленный мониторинг и уход на дому (системы мониторинга показателей здоровья или местоположения, платформы для поиска социальных работников, системы защиты от падения и другие);

• трудоустройство (платформы для поиска работы и развития навыков).

2. Решения для организаций социальной защиты (платформы для управления процессами и работы с клиентками, системы для превентивного выявления социальных проблем, программы для выявления и борьбы с мошенничеством, виртуальные ассистенты и другие).

При создании инновационных продуктов для социальной сферы 58% московских компаний используют новейшие технологии. Самые популярные из них — нейротехнологии, искусственный интеллект, робототехника и новые материалы. При этом новейшие технологии не вытесняют, а дополняют традиционные (инвалидные коляски, устройства с поддержкой шрифта Брайля и др.).

Венчурные инвесторы пока присматриваются к социальным инновациям

Московский рынок социальных инноваций молодой, о чем свидетельствует нестабильная динамика венчурных инвестиций и преобладание сделок небольшого объема. Он занимает менее 1% как по количеству сделок, так и по объему венчурных инвестиций столицы. За последние три года больше всего инвестиций привлекли три компании: «Моторика ($7,1 млн), ExoAtlet ($5 млн) и Gero ($2,2 млн).

Мировой курс — на автономность

В сфере социальных инноваций приоритетное развитие получают разработки, которые снимают ограничения и повышают самостоятельность людей с ОВЗ. В их числе нейрокомпьютерные интерфейсы, роботы и цифровые помощники. Эксперты полагают, что в ближайшие пять лет среднегодовые темпы роста рынка нейрокомпьютерных интерфейсов достигнут 16%. Рынки физических роботов, а также виртуальных помощников с технологией искусственного интеллекта, предназначенные для взаимодействия с человеком в различных социальных ситуациях, вырастут на 78% и 34%, соответственно.

Сервисы для прогноза проблем и потребностей

Все более популярными становятся инновации с технологиями искусственного интеллекта или больших данных, направленные на предсказание проблем и потребностей целевых аудиторий до их возникновения за счет анализа слабых сигналов. По данным EY, 53% менеджеров организаций социальной защиты будут инвестировать в подобные инновации в ближайшие три года.

Эксперты считают, что успех в вопросе предсказания проблем и потребностей целевых аудиторий зависит от ряда факторов:

  • цифровизация процессов: разработка стандартов, единых политик и протоколов сбора, обмена и хранения данных;
  • создание общей (облачной) инфраструктуры, включая открытые API, для разработки новых сервисов;
  • обеспечение безопасности персональных данных;
  • сбор и анализ максимально разнообразных данных, предоставляемых как различными городскими структурами, так и генерируемых самими пользователями.

Уход на дому и дистанционный мониторинг здоровья

Еще один тренд — телемедицинские решения и системы Интернета вещей, которые позволяют снизить нагрузку на работу служб социальной защиты и повысить качество их услуг. Популярность таких инноваций возросла из-за коронавируса. В частности, пандемия COVID-19 ускорила переход организаций соцзащиты на дистанционное оказание услуг. Кроме того, в 6 раз увеличилась доля людей старшего возраста, обратившихся за телемедицинскими услугами в 2020 г. по сравнению с 2019 г. 63% из них планируют продолжать пользоваться данными услугами в дальнейшем.

«Новая нормальность» — интеграция с основными технологическими рынками

На отдельных потребительских технологических рынках появляются специализированные продукты для социально уязвимых групп граждан. В их числе решения, которые обычно таргетируют на молодежь (например, дейтинг-приложения или проекты для обучения). Новые потребительские решения позволят быть включенными в интересные активности, развиваться и самореализовываться.

С полной версией исследования «Социальные инновации: мировые тренды и особенности развития Москвы» можно ознакомиться на сайте Агентства инноваций Москвы.

Для всех, кто интересуется инвестициями, Агентство инноваций Москвы в партнерстве с Dsight подготовило удобный инструмент — Venture Guide. Это интерактивная панель, позволяющая самостоятельно выявлять перспективные инвестиционные ниши, искать инвесторов и стартапы, оценивать рынок.

Показателями венчурного рынка столицы и информация о перспективных рыночных и технологических нишах, стартапах и инвесторах на сайте Venture Guide будут обновляться ежемесячно.

Агентство инноваций Москвы создано городским Департаментом предпринимательства и инновационного развития. Оно объединяет представителей власти и бизнеса, а также технологические компании для совместного решения задач по созданию, тестированию и внедрению инновационных решений в столице.

Короткая ссылка