Грузовые дроны и воздушные такси: какой будет Москва будущего
Будущее — за беспилотными летательными аппаратами. Дроны используются в разных сферах для мониторинга, транспортировки грузов, поиска людей, раздачи интернета, восстановления экологии и многого другого. Сейчас инноваторы во всем мире работают над созданием машин, способных перевозить людей по воздуху. О беспилотниках, их влиянии на инфраструктуру больших городов и проблемах в законодательстве рассказал Александр Атаманов, создатель летающего мотоцикла «Scorpion 3» и летающего автомобиля «Hover». Встреча с изобретателем прошла в московской школе TUMO Moscow в рамках серии открытых лекций «Tomorrow TECH» с лидерами ИТ-индустрии и технологического бизнеса.
Пандемия коронавируса и последовавшие за ней ограничительные меры привели к резкому росту рынка беспилотных летательных аппаратов. По прогнозам FAA (Федерального авиационного управления США), число коммерческих БПЛА в США должно было вырасти до 450 тыс. к 2022 г., однако этот показатель был превышен еще в 2019 г.
Сейчас рост спроса на всевозможные беспилотники наблюдается повсеместно: от нефтяной отрасли, строительства, горнодобывающей промышленности до военной и торговой отраслей.
Например, разработка компании Zipline уже доставляет вакцины в Руанде, решение Manna Aero — тесты на коронавирус в Великобритании, а Matternet — кровь в Швейцарии.
Беспилотные летательные аппараты — молодое направление для России, но перспективное. БПЛА уже активно используются в сельском хозяйстве, здравоохранении, при управлении инфраструктурными объектами и большими территориями природно-рекреационных зон. При этом ряд изобретателей работает над созданием беспилотников, предназначенных для перевозки людей.
«Половина изобретателей в России, да и во всем мире, мечтают о летающих машинах. В 2010 году, после изучения патентного ландшафта, нам стало очевидно, что технология дронов будет стремительно развиваться и использоваться для перевозки более тяжелых грузов, а также людей. Поэтому последние несколько лет мы как раз занимались именно тем, что работали над технологией дронов применительно к перевозке человека», — рассказал российский изобретатель Александр Атаманов.
По его словам, сейчас перевозка людей на дронах — опасное дело, так как разработка находится в зачаточном состоянии. Человек сможет передвигаться на беспилотниках, когда технология будет отвечать требованиям безопасности. К тому времени уровень развития аккумуляторных батарей позволит летать уже не какие-то 15-20 минут, а на необходимые человеку расстояния.
Вдохновленные небом
Интерес к прототипу летающего мотоцикла Scorpion-3, как отметил Александр Атаманов, проявила полиция Дубая (ОАЭ).
«Не секрет, что наши отношения с полицией Дубая начались с предположения, что первыми пользователями технологии БПЛА будут службы быстрого реагирования. Но уже сейчас очевидно, что первыми частными покупателями нашей продукции станут не бизнесмены, которые опаздывают на встречи, а любители-энтузиасты, вдохновленные этой темой, покупающие наш продукт, скорее, для развлечения — это самый быстрый выход на рынок», — сказал Александр Атаманов.
Он пояснил, что люди уже заказывают персональные дроны: тестовый предзаказ на летающие байки Scorpion-3 был открыт 1,5 года назад, и на данный момент принято более 3500 заявок с авансом. Если посчитать конверсию — это 350 единиц техники. Цена за единицу будет составлять порядка $70 тыс. долларов, исходя из выбранных пользователями опций комплектации.
Свята сфера пуста не бывает
На данный момент у каждой крупной страны есть по одному национальному проекту в области аэромобильности и несколько основных производителей, конкурирующих между собой. Ведущие позиции на глобальном рынке конструирования беспилотников занимают Parrot, Ehang, 3D Robotics и Aeryon.
На протяжении последних 3 лет совокупные среднегодовые темпы роста выручки компании DJI (Шэньчжэнь, Китай) составляли 97,4 %, а занимаемая ей доля глобального рынка держалась на уровне 72-75%.
Основные конкуренты в более дорогом сегменте: Ehang, Walkera, Squadrone System, Xiro, Yuneec; более бюджетные варианты: Cheerson, Syma, Hubsan, Blade, Hobbico, JJRC. Военная отрасль тоже имеет ряд лидеров, выпустивших продукты для коммерческого использования в гражданском секторе: AeroVironment, BAE Systems, Elbit, Israel Aerospace Industries, Lockheed Martin.
«Все, кто понимают, что появляется новый рынок, стремятся зайти в него: кто-то покупает стартапы, кто-то разрабатывает свои проекты. Общаясь с «Вертолетами России», мы увидели большой интерес к данному сектору. Даже автопроизводители, которые далеки от авиации, — «Фолькцваген групп», «Драйвер», «Тойота» — начали собственные проекты в области аэромобильности, чтобы занять нишу на новом рынке. Проектов летательных аппаратов мы насчитали более 150 штук, тогда как в 2017 году их было всего два», — добавил Александр Атаманов.
По данным EY, эффект от использования дронов в России превысил $1 млрд в год.
«Рынок городской мобильности огромен — это не просто машины, а огромное количество бизнес-направлений, связанных с ними: и вертолетные площадки, и зарядные станции, и страховой бизнес, и приложения для заказов. Для разных инвесторов есть разные виды бизнеса и сроки доходности», — уточнил Александр Атаманов.
Новый рынок — новые инвестиции
Уже сейчас компании, чувствующие близость перемен, начинают инвестировать в инфраструктуру для беспилотных летательных аппаратов, но существующее правовое регулирование пока делает использование дронов экономически неэффективным либо вообще невозможным. Подобные выводы следуют из исследования EY «Развитие рынка беспилотных летательных аппаратов», участие в котором приняли крупнейшие российские компании, использующие беспилотные авиационные системы.
«Есть определенный порядок в воздухе, и чтобы его не нарушить, нужно начинать с требований и норм, которые уже приняты, то есть с сертификации, — сказал Александр Атаманов. — Если говорить о скорости этого процесса, то его результат мы увидим не раньше, чем через 5 лет. В будущем для беспилотников будут составлены маршруты, не проходящие через места массового скопления людей. А еще через 5 лет технология беспилотных летательных аппаратов будет масштабирована на большие города».
Международная организация ИКАО к 2024 г. подготовит нормативно-правовую базу для интеграции крупноразмерных беспилотников в общее воздушное пространство.
В России в стадии согласования находится разработанная Минтрансом РФ концепция интеграции беспилотников в единое воздушное пространство города. Данный документ в дальнейшем должен стать основой для развития беспилотной авиации в России.
«Государство должно декларировать свой интерес к появлению нового вида транспорта. Как только оно это сделает, станет очевидно, что это совместное движение в сторону прогресса. Например, Москва борется с проблемами пробок много лет, каждый год количество автомобилей на дорогах возрастает. И это — выход для мегаполиса, возможность увести транспортные потоки в воздух», — уверен Александр Атаманов.
По прогнозам Иннополиса, в 2035 г. не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов и космических аппаратов будут находиться в небе одновременно.
«Молодым предпринимателям и инженерам мы хотим показать на нашем опыте, что все возможно: обычный парень, идущий по улице, посмотрев наверх и увидев там наш «ХоверБайк», примет решение связать свою жизнь с наукоемкими бизнесом, технологиями. Основной ценностью являются не нефть или газ, а идеи, которые приводят к следующему этапу эволюции. Эти идеи, понятые и вовремя подпитанные, меняют мир к лучшему!» — заключил Александр Атаманов.
«Tomorrow TECH» — серия встреч с лидерами ИТ-индустрии и технологического бизнеса. Ее организаторы — Агентство инноваций Москвы и школа TUMO Moscow. Цель проекта — диалог о будущем, технологиях и инновациях через знакомство с людьми, стоящими за ними.