Москва — одна из крупнейших площадок в мире по тестированию инноваций
Сегодня столица входит в число мировых городов, которые являются лидерами в области технологического развития. Благодаря усилиям всех участников инновационной экосистемы Москва сохраняет высокие позиции в международных инновационных рейтингах и продолжает динамично развиваться.
Одной из самых эффективных мер поддержки технологических компаний в Москве стала программа пилотного тестирования инноваций. Она позволяет разработчикам испытать в реальных условиях свои сервисы и технологии и получить обратную связь от потребителей. А организации, на чьих площадках проводят эксперимент, могут безвозмездно знакомиться с передовыми технологиями.
Первый в Москве, первый в России
Испытать свои разработки в городской среде Москвы — огромная удача для каждого стартапера. А пройти успешно апробацию на площадках столичных компаний — практически гарантия успешного развития бизнес-проекта в любой точке мира. Такой стратегии придерживаются уже более 450 технологических компаний столицы, которые присоединились к программе пилотного тестирования инноваций. Ее реализует Агентство инноваций Москвы. Только в этом году было подано более 190 заявок на участие в проекте. В свою очередь, организации-тестировщики инновационных разработок могут стать первыми инвесторами перспективных задумок, поэтому активно предоставляют свою инфраструктуру в качестве места проверки на прочность.
Сейчас в столице действуют более 140 площадок для запуска новых технологий. Это городские учреждения и коммерческие компании, которые готовы предоставить возможности для испытаний инновационной продукции в реальных или максимально близких к ним условиях. Помимо проверки своего софта программа пилотного тестирования инноваций в Москве позволяет разработчикам доводить до совершенства свои разработки и получать обратную связь от пользователей.
«Благодаря программе пилотного тестирования инноваций в Москве сейчас самая крупная в мире сеть государственных и коммерческих пилотных площадок. На их базе разработчики могут протестировать свои продукты и сервисы, получить обратную связь от потребителя. Если тестирование проходит успешно, то даются рекомендации по их внедрению. На городских площадках уже провели более 120 апробаций передовых технологических решений в медицине, спорте, образовании, информационных технологиях, благоустройстве, защите окружающей среды и других областях. Еще 40 разработок находятся в процессе тестирования», — отметила руководитель программы пилотного тестирования «Агентства инноваций Москвы» Светлана Урнышева.
За полтора года по результатам тестирований было подписано более 40 контрактов на дальнейшее использование и масштабирование инновационных решений. Благодаря программе поддержки бизнеса в поиске первых потребителей их продукции выручка компаний-участниц выросла более чем в два раза. Внешние инвестиции на развитие проектов достигли отметки в 650 млн рублей.
Роботы взялись за экологию
Ежегодно Москва делает большие и очень важные шаги к улучшению городской экологии. И сегодня помогают ей в этом около сотни компаний-новаторов, создающих оригинальные решения для сбора мусора, сортирования, перерабатывания и утилизации бытовых отходов.
Пример таких разработок — автономный уборочный робот-пылесос на электротяге, который помогает помогал наводить чистоту на территории главной выставки страны. Разработка компании «Автономикс» на время проведения пилотного тестирования стала частью клининговой команды ВДНХ. Уличный робот с серо-оранжевым окрасом старался качественно и исправно отработать свой испытательный срок на городской площадке.
«Когда мы начинали разработку робота в начале этого года, мы стремились получить помощника, способного заменить монотонный ручной труд дворника и при этом обеспечить сопоставимое или лучшее качество результата. Мы взяли классическую схему вакуумной установки и доработали ее с учетом габаритов и ожидаемой производительности нашего робота. Установку поставили на электрическое шасси, добавили средства машинного зрения и немного алгоритмов искусственного интеллекта. И, конечно, постарались сделать так, чтобы внешний вид был не только функциональным, но и эстетичным», — рассказал генеральный директор компании «Автономикс» Михаил Черный.
По словам разработчиков, робот получился максимально мобильным и может пройти там, где проезжает детская коляска или инвалидное кресло. Он также удобен на участках, где не применить крупногабаритную технику. С помощью специального ПО роботу задают зоны уборки, и он следует этой траектории, учитывая внешние факторы. Например, может объехать помеху, а затем вернуться и доделать работу. А за счет того, что на ВДНХ есть самые разные типы покрытий и архитектура дорожек, разработчики могут выявить недочеты в конструкции и оперативно и качественно их устранить. Что станет возможным, благодаря пилотному тестированию.
Сам механизм работы пылесоса-уборщика прост — при помощи двух щеток он собирает мусор, затем всасывает отходы в специальный бункер, а воздух фильтруется и отводится наружу. «Изучая опыт существующих аналогов, мы понимали, что они не обеспечивают достаточную чистоту поверхности, оставляя после себя мелкую грязь, пыль. Это особенно заметно на сложных поверхностях, таких как тротуарная плитка и асфальтовое покрытие с высоким содержанием крупной гравийной фракции», — пояснил Михаил Черный.
Кроме того, благодаря встроенному наборов датчиков умный механизм может в непогоду распознавать и объезжать различные объекты, в том числе движущиеся.
Авторы разработки гордятся тем, что такой функциональной гибкости удалось достичь благодаря объединению проверенных временем технологий с последними достижениями робототехники, сделав при этом робота компактного размера.
На данный момент во всем мире существуют лишь единицы уборочных машин, построенные на технологии вакуумного всасыванием мусора. А автономных уборщиков подобного типа ранее не существовало в принципе. Узнать больше о трудовых буднях робота-помощника можно в соцсети компании и по хештэгу #робоуборка.
Двойная жизнь
Бережно собранные и отсортированные отходы могут стать ценным ресурсом для бизнеса, который хочет помочь городу с защитой окружающей среды. Стеклянные бутылки, пластиковые упаковки, макулатура, жестяные банки — отличный строительный материал, который можно использовать после их переработки. Помочь с его получением по силам каждому неравнодушному жителю Москвы, который сортирует отходы. А делать это вполне просто, уверен Евгений Слепак, разработчик умных урн «ГринБин».
Инновация, которая проходит сейчас пилотное тестирование, представляет собой систему селективного сбора пластмассовых, стеклянных, органических, металлических и бумажных отходов. Для каждого вида свой цвет бака: пластик — желтый, органика — зеленый, бумага — синий, металл — красный.
Благодаря своему большому объему — 800 литров — умные урны не нужно часто опустошать. Содержимое каждой секции установленный внутри системы пресс-механизм может сжимать в четыре раза — с 200 до 45 литров. Их заполняемость регулируется GSM-датчиками, установленными на корпусе, сигнал передается по сети Wi-Fi. При заполнении контейнера на 90%, независимому оператору на телефон приходит уведомление, и мусор вывозят на переработку. Заряжаются специальные датчики благодаря солнечной батареи, закрепленной на крышке урны.
«Пилотные испытания наших умных урн уже прошли в Центре патологии речи и нейрореабилитации столичного Департамента здравоохранения, а также в центре реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В настоящее время идут переговоры о новом пилоте с представителями еще одной городской площадки. Тестирование в среднем длится от трех до шести месяцев. Важно отследить динамику поведения населения в холодный период года и период отпусков», — рассказал Евгений Слепак, разработчик умных урн «ГринБин».
Экспериментальный проект, по словам автора, поможет москвичам убедиться в том, что сортировать отходы — это просто и полезно. Даже несколько единиц отходов, отправленные на переработку, позволят уменьшить объем мусора, поступающего на свалки, и снизить наносимый вред окружающей среде.
Первые результаты использования пилотных урн — три экоскамейки, установленные в Московском зоопарке. Они были сделаны из собранных посетителями и проработанных отходов.
Другой пример раздельного сбора отходов в столице — электронный бак с системой поощрения от компании «Трубицын Эко Инжиниринг». Ее основательница — Елена Карцева — разработала и создала умный бак для РСО, где можно оставить ненужную тару и получить за это вознаграждение в виде бонусов и скидок. Инновационная разработка прошла испытание в Государственном университете управления.
«Наш электронный бак открывается с помощью приложения. Далее, если сданное вторсырье правильное, пользователю начисляются баллы. Эти баллы затем можно обменять у наших партнеров», — рассказала Елена Карцева.
Тест сдал, тест принял
Присоединиться к первой программе пилотного тестирования инноваций в качестве площадки для запуска или предложить свое технологическое решение для тестирования может каждый. Более подробная информация и условия подачи заявки размещены на сайте Агентства инноваций Москвы
Официальный статус «Площадки — участника программы» дает возможность государственным и коммерческим организациям воспользоваться услугой скаутинга для своих текущих задач и протестировать инновационные разработки. Имея необходимую инфраструктуру и квалифицированные кадры, компании получают возможность сравнить новый продукт с используемыми аналогами и повысить эффективность бизнеса за счет применения инноваций.
В свою очередь новаторы, предлагающие инновационные решения, могут познакомиться с потенциальными потребителями и заказчиками, получить экспертную оценку уникальности и конкурентоспособности решения, конкретные предложения по доработке, а также выйти на первые продажи своего продукта.
Столичная программа пилотного тестирования инноваций уже объединяет 18 различных сфер деятельности: от ритейла и производства, до медицины и образования. В частности, в экосистеме можно найти передовые решения в области оптимизации логистических процессов, безотходного производства, озеленения территорий, контроля оказания услуг, дистанционного мониторинга состояния пациента, автоматизации бизнеса и другие.